Перейти до змісту
  • Філософія та психологія
  • Психология Комплексов


    Рекомендовані повідомлення

    Наша тень.

    Психология комплексов: "как будто" и "на самом деле".

     

    Народ не любит людей с комплексами. "Не проси его больше ни о чем, ты что, не знаешь, у него же комплекс!" - говорят о знакомом, который когда-то отказал в помощи. "Закомплексованный какой-то!" - думает о своем приятеле девушка, возвращаясь с вялого свидания.

    Но и тех, кто без комплексов, тоже не любят. "Ну он совсем без комплексов!" - это о том, кто проходит без очереди. "Я не хочу, чтобы у него были комплексы!" - говорит мама, во всем потворствуя своему чаду.

    Можно подумать, что комплексы - источник мирового зла. Почему-то не радуется тот, кто их имеет. Плохо тому, кто хочет от них избавиться. И тем, кто о них никогда не слышал, тоже плохо. Потому что они все равно есть у каждого. А вот психологи к ним привыкли и не боятся. Мне не важно, что комплексы у вас есть, говорил большой специалист по их изучению К.Г. Юнг, но хотелось бы знать, что вы с ними делаете.

     

     

    Кто в домике живет

    Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может. В этом случае в основе комплекса лежит какое-либо сильное желание ребенка, которое не смогло осуществиться (хотел покачать любимую маленькую сестру в коляске, но нечаянно уронил ее; мечтал проснуться рядом с отцом, но тот внезапно уехал, а ребенок проснулся один в пустой темной комнате и т.п.). Тяжелое переживание отделяет травмирующий эпизод подобно стенке, вытесняет его из сознания и превращает в комплекс. Иногда сильные неосуществленные желания, которые не осознавались, способны порождать комплексы и во взрослом возрасте (обычно они бывают связаны с общественным или материальным положением человека, с его сексуальными переживаниями).

    Другой путь сложнее. В истории человечества некоторые поступки и ситуации встречались столь часто и были столь значимы, что оказались закреплены в глубоких слоях бессознательного у каждого из людей (в той области, которую К.Г.Юнг назвал "коллективным бессознательным"). Подобные поступки описаны уже в древних мифах, которых человек может даже и не знать.

    Иногда эти ситуации содержат напряжения, могущие породить комплекс: например, запретное стремление к сексуальной близости с одним из родителей, получившее название комплексов Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек). Попав в подобные обстоятельства, наш герой "вспоминает" и воспроизводит чужие поступки - подвиги и грехи. В подобных случаях комплексы залегают еще глубже, и обнаружить их еще труднее.

    Итак, комплекс - это болевая точка, которая может не проявлять себя, пока на нее не нажали. Но если нажали - комплекс расправляется, напоминает, что он тоже жилец нашего дома, его нужно холить, лелеять и кормить. Вот тут-то и кроется основная опасность. Прорастая незаметно, комплекс может подчинить себе всю жизнь человека.

    Поэтому его лучше вовремя остановить. А сначала - распознать.

    Это дело нелегкое, потому что комплексы живут "шиворот-навыворот". Они никогда не заявляют о себе правдивым языком, а изъясняются намеками: "нет" подразумевает "да", "разумеется" - "ни за что на свете", показная сила - стыдливую слабость и т.д. Как же о них можно догадаться?

    Каждый человек иногда ошибается - "шел в комнату, попал в другую…". Редко кто не оговаривался: вместо "танцевать" - "целовать", вместо "позвольте мне открыть наше совещание" - "позвольте мне закрыть…" и т.д. Время от времени все люди удивляются результатам своих действий, решений, поступков. "На самом деле" и "как будто" меняются местами. И только чувство разочарованности, усталости или раздражения наводит на мысль, что человек не живет, а кому-то служит. Кто же этот негодяй? А все он, комплекс.

    Комплексы были всегда. Даже наши первобытные предки были убеждены, что душ у них несколько, и каждая из них как бы отвечает за свой участок жизни. Обычно они успешно договаривались между собой, но если нет - возникали первобытные неврозы. Чем сложнее становился человек с развитием цивилизации, тем больше различных желаний у него возникало, - а следовательно, и больше противоречий между ними. Современного Homo sapiens великий знаток этого предмета Г.К.Честертон сравнивал с городом, охваченным гражданской войной - так много в нем враждебных друг другу частей.

     

     

    Дети понедельника

    Некоторые комплексы встречаются чаще других. Наиболее известный - так называемый комплекс неполноценности. Люди, у которых он как на грех поселился, никогда не слышали поговорки о том, что сила не требует доказательств. Поэтому они постоянно подтверждают свое право на существование.

    Комплекс неполноценности проявляется в разных областях. Неудачливый в любви мужчина может "кормить" свой комплекс, сближаясь с как можно большим количеством женщин. Девушка, оставленная возлюбленным, начинает развлекаться, увлекая молодых людей, которые сами по себе ей безразличны. Провинциал захочет купить квартиру на Кремлевской набережной. А гражданка Иванова любит рассказывать о том, что бабушка-то ее из рода Лансере.

    Почему здесь действуют комплексы? А потому, что сам по себе наш герой вовсе не женолюб. Девушка продолжает любить другого и не рассматривает текущие романы как серьезные. Для новоиспеченного москвича на самом-то деле нет района милее Мытищ. Урожденную Лансере должно быть видно издалека, да и фамилия Иванов ничем себя не запятнала. Все эти люди выдают себя за тех, кем, в сущности, не являются. Но комплекс движет людьми, и они подчиняются, ибо положение обязывает, как говорили древние.

    Разновидности комплекса неполноценности часто бывают связаны с общественным положением. Карина замужем за торговым представителем крупной фирмы, она давно решила текущие бытовые проблемы. Тем не менее, она продолжает собирать обмылочки для мытья посуды на даче, вяжет коврики из разрезанных капроновых чулок и экономит на бензине, как привыкла за многие годы. А Вера, к сожалению, не достигла материального благополучия и вынуждена подрабатывать, чтобы одной растить детей. Но, собираясь навестить свою подругу Карину, она покупает самое дорогое вино, хотя эти деньги пригодились бы ей на другое. Обе ситуации противоестественны, так как созданы комплексом бедности, о которой Карине уже пора забыть, а Вере - не пытаться безуспешно скрывать. Но они помнят и пытаются бороться, каждая по-своему.

    Если сантехник приходит по вызову в помятом, но когда-то респектабельном костюме, замирает у книжного шкафа и хочет за работой невзначай обсудить стихи Кузмина - у него, скорее всего, комплекс интеллигента. Почему комплекс? Да потому, что истинным интеллигентам свойственна разборчивость (не каждый клиент им собеседник) и верность своему кругу. Возможно, в основе неожиданного поведения сантехника - неоконченное образование, преданное призвание или просто отсутствие слушателей. И сожаления о былом, несостоявшемся.

    Родной брат комплекса неполноценности - комплекс вины. Человек, обидевший кого-либо (или тот, кого часто и необоснованно обвиняют), неосознанно старается оправдать свой проступок, реальный или вымышленный, приписывая "потерпевшему" различные неприятные качества - дескать, сам заслужил. "Юпитер, ты сердишься - стало быть, ты виноват". Например, комплекс вины может лежать в основе демонстративного осуждения мужем своей бывшей жены, которая была не очень счастлива в браке. "Все-таки у нее был дурной характер!" - говорит он спустя месяц после расставания. "Все ведь согласятся, что она была сущий дьявол!" - оценивает он бывшую благоверную через год, когда он так и не предпринял попытки попросить прощения.

    Неизжитой комплекс вины побуждает человека не только защищаться от потерпевшего, но и бессознательно наказывать самого себя. Поэтому они чаще других попадают в автомобильные аварии, с ними происходят несчастные случаи, постигают финансовые неудачи. То же самое, впрочем, случается и с теми, кто имеет комплекс жертвы (вариант - комплекс неудачника). Вина и готовность оказаться жертвой вообще сильно "подпитывают" друг друга.

    Основная особенность людей с этими комплексами - "Что б они ни делали, не идут дела…". Неудачи сменяют одна другую: не растет кокос, нет денег, оставляет любимая, хамят собственные дети. Если рассмотреть эти события под психологическим "микроскопом", обязательно найдется созданное самим человеком обстоятельство, которое не дает его планам осуществиться. Он едет на свидание, не залив в бак бензин, и в результате опаздывает самым постыдным образом. Он назначает важное деловое свидание на день, который сам же запланировал для командировки. Он вспоминает о детском празднике, когда поезд уже давно ушел. Все это - не вполне невинные развлечения комплексов. Разница между неудачником и жертвой состоит в том, что первый тихо смиряется и уже не поднимает головы, а второй активно ищет виноватых. Только психолог может обнаружить, чего же хочет на самом деле бессознательное "детей понедельника".

     

     

    Я вам не другой!

     

    Но что же все о грустном? Есть в глубинах нашего бессознательного и кое-что еще.

    Например, мы видим скромного консьержа, который тихо читает на рабочем месте заурядную книжку на японском языке. Не поднимая голоса, он обращается на "вы" к своим отпрыскам дошкольного возраста. Вид его выражает величие и скорбь. А случайный посетитель судорожно вспоминает все давно забытые "волшебные" слова и стесняется обременить занятого человека просьбой открыть дверь. Хочется принять в нем участие - срочно найти достойную работу, создать лучшие условия жизни.

    Не стоит торопиться! Вполне вероятно, что человек этот страдает комплексом превосходства, то есть его хозяин в глубине души убежден в своей избранности. Поэтому обычные жизненные задачи ему не подходят - не создано поприща, соответствующего его масштабу бытия. На первый взгляд, такие люди лишены профессионального тщеславия и отдаются служению идее - будь то восточная философия, пересмотр последовательности исторических событий, ревизия эволюционного древа и т.д.

    Но почему комплекс, а не истинное призвание? Потому что почти всегда оказывается, что человек этот не использовал реальные возможности, которые у него были, для решения все той же главной задачи - не доучился в вузе, поленился защитить диссертацию и т.п. И теперь ему легче рассуждать о несовершенстве мира, чем делать какие-то телодвижения в сторону реального решения своих задач. Один из признаков комплекса превосходства - чувство неоцененности. Этого ощущения не бывает у человека истинно великого.

    Если девиз людей с комплексом неполноценности "Я стараюсь, но это невозможно!", то девизом людей с комплексом превосходства служит "Все позволено!". Комплекс превосходства ослабляет барьеры чувств и долга. "Талантливый человек может вести себя как хочет", "Я вам не другой!" - подобные высказывания отличают носителей этого психологического приобретения.

    Анжелика всегда была ребенком нестандартным. Еще когда она была юной пионеркой, в нее влюбился вожатый, и они вдвоем сбежали в райцентр, опоздав на утреннюю линейку. Вожатого уволили. "Ничего, жизнь должна быть яркой!" - сказала Анжелика. Поступая в институт, она, не смущаясь, подменила свою работу работой подруги-отличницы. "Для человечества важнее, чтобы училась я, а не эта серая мышка!" - откомментировала она свой поступок. Способность "идти по головам" других людей не оставляла ее и позже, пока она не захотела сделать свою внебрачную связь разрешенной в доме. Муж предпочел ей ту самую "серую мышку", внезапно и вероломно оставив Анжелику. "Я считаю, что время со мной - праздник для каждого", - грустно сказала Анжелика на приеме у психолога.

    Варианты комплекса превосходства - комплексы мученицы или спасителя. Люди, которые берут на себя больше, чем могут сделать, и ставят интересы дальних выше ближних, нередко имеют эти комплексы. Плюс подчеркнутый отказ принимать помощь (что требует смирения, несовместимого с превосходством). Жизнь очень жестоко и несправедливо испытывает таких людей, ставя перед ними все новые задачи. Для женщины-"мученицы" типично, если она выходит замуж за вечно болеющего и малозарабатывающего иногороднего вдовца (не будь у него этих качеств, она вряд ли стала бы с ним и разговаривать), спешит проведать чужую старушку (хотя родная мама болеет в одиночестве), берет двух детей из детского дома (хотя свой ребенок отдан на пятидневку). Но это не есть истинная любовь и служение - все делается ради благодарности и признания. "Вся моя жизнь - мученье", - вздыхает она к сорока годам, - "я всегда кого-то обслуживала, и никто не скажет спасибо".

    Мужчина-"спаситель" также стремится закрыть собой амбразуру - в семье, работе, общественной жизни. При этом, как правило, его не очень-то об этом просят. Он берет на себя трудновыполнимые задачи - воспитать чужих детей (но забывает о своих собственных), принять на работу нерадивого, но несчастного в личной жизни служащего (и вызывает обиду сотрудников, которые давно и справедливо претендовали на это место). На эти не совсем верные шаги его подвигает стремление оставить глубокий след в душах тем, кому он благотворил - приятно быть режиссером человеческой судьбы. Но ведь и в душах тех, кто действительно заслуживает его внимания, он тоже оставляет след - только какой?

    Превосходство и неполноценность часто сочетаются друг с другом, и вообще комплексы любят себе подобных. Выбор "Тварь я дрожащая или право имею?" на их обладателей часто не распространяется: тварь дрожащая, и потому имею право. Много прав; в числе первых - взращивать свои комплексы.

     

     

    Дон Жуан, Клеопатра и многие другие…

     

    Не свободны от комплексов и отношения между мужчинами и женщинами. 35-летний Александр всегда пользовался успехом у женщин. Случалось даже, что утром он виделся с одной, а вечером того же дня - с другой. Интимные встречи, однако, не перерастали в действительно близкие отношения, и одна партнерша незаметно сменялась другой, а семьи у Александра так и не было. В процессе работы с психологом выяснилось, что еще со школьных времен он был влюблен в девушку, которая относилась к нему благосклонно. Но решительного шага так и не предпринял, хотя они встречались в течение многих лет. Он навещал ее и позже, когда она вышла замуж; отношения сохранились платоническими.

    Такие сюжеты основаны на действии комплекса Дон Жуана. Умеющий обольщать мужчина теряет свои способности и навыки, когда предметом внимания становится женщина действительно важная для него (очень часто на протяжении жизни это всего одна Донна Анна, знакомая с детства). Таким образом, в его жизни есть одна дама для души и много - для тела, которые, однако, не заменяют собой первой и в конце концов бесследно уходят. Та, которая объединила бы в себе оба начала, составляет основную цель поисков Дон Жуана.

    Внешние победы очень часто оказываются поражениями, если человеком движет комплекс. Даша встретила своего возлюбленного, когда он был уже семейным человеком. И хотя она была ему дорога, разводиться он не хотел - в семье были дети. Даша настаивала: "Если ты не уйдешь из семьи окончательно, мы расстанемся". Он сопротивлялся. Наконец, оставил жену. А Даша оставила его.

    Поведение Даши продиктовано комплексом Клеопатры - большая плата за близость, отсутствие серьезных общих планов и последующая кара для возлюбленного. Для женщин, играющих в эту игру, кульминацией становится желание подчинить и наказать партнера, что косвенно подтверждает их высокую ценность. Как правило, они пережили в юности неразделенную любовь, и эхо этого переживания побуждает их брать пример с Клеопатры. Те, кто не сумел вовремя освободиться от этого комплекса, рискуют остаться одинокими.

    Комплексы способны испортить и невинные, и серьезные проделки Амура. Галина всегда была верна своему мужу и считала приключения на стороне для себя излишними. Однако любовь зла - и после счастливых двадцати лет семейной жизни у Галины появилось увлечение. Достаточно значительное, чтобы изменилась ее жизнь. Но не настолько, чтобы рисковать семейным положением. На первых этапах влюбленности Галине хотелось обсудить события своей жизни с мужем, который всегда был ей самым близким человеком. Она тихо надеялась, что чувство разрушится, если они вместе посмеются над ним. Однако не решилась. Дальше - хуже. Она назначала и отменяла свидания, "нагружала" возлюбленного своими семейными проблемами, пока, наконец, их роман не растворился в цепочке взаимных упреков. В этот момент Галина и оказалась в клинике неврозов. Тайная готовность к супружеской измене и неспособность извлекать из нее радость - это составляющие комплекса Анны Карениной, носительницам которого не хватает внутренней свободы и легкости, а значит, и способности радовать собой других.

     

     

    Комплексы можно приручить

     

    Итак, от комплексов не свободен никто. Иногда они вредны, иногда опасны, и в любом случае - на "бесполезной стороне" жизни. Поэтому часто хочется, чтобы их не было. Что же можно для этого сделать?

    Сначала - осознать. Комплексы - дети бессознательного. Чтобы увидеть глубоководную рыбу, нужно извлечь ее на берег. Точно так же можно поступить и с комплексами. Они живут вольготно, пока на них никто не смотрит.

    Шаг следующий - принять их как давно знакомую часть своей души. Все неназванное интригует сильнее. Как только вы скажете своему комплексу "Маска, маска, я вас знаю!" - его сила уменьшится. Комплексы нельзя изгонять, с ними нужно вести переговоры.

    И, наконец, преобразовать. Нужно произнести волш####ю фразу "Тень, знай свое место!" - и тогда комплексы превратятся в невинные и полезные черты: комплекс неполноценности - в самокритичность, превосходства - в самоуважение, вины - в чувствительность и сострадание, Клеопатры - в тонизирующее мужчин кокетство, а Дон Жуана - в умение добиваться действительно любимой женщины.

    Но все это можно делать только со своими комплексами. И своим психологом.

     

    Первый шаг в познании своих комплексов может сделать каждый.

    Психологическое упражнение.

    Попробуйте вспомнить три события минувшего дня, которые вас раздражили или огорчили. Какие чувства у вас при этом возникали? Опишите их. А теперь представьте себе, что чувство, возникшее у вас во время описываемого события, подчинило себе все остальные, других у вас просто нет. Как бы вы назвали человека, чувствующего именно так?

    А теперь пофантазируйте - как бы вам хотелось, чтобы протекали эти события. Какие чувства у вас возникли бы тогда? Кем бы ощущал себя их носитель? Вот что ответил 23-летний молодой человек по имени Никита.

    Как оно было

    1. Поговорил с руководителем диплома об изменении темы. Он настоял на прежней. (Ну вот, опять на меня наехали! Опять я буду делать то, что никому не нужно! Рохля!)

    2. Позвонил Ольге, хотя уже месяц не виделись и встречаться вновь не собирался. Она не заметила моего отсутствия и привычно согласилась на свидание. (Черт возьми! "Осенний марафон" какой-то! Еще не женат, а уже - Подкаблучник!)

    3. Вечером позвонила мама и спросила, скоро ли я займусь обменом квартиры. Наорал по телефону - ни перед кем не отчитываюсь, как сложатся обстоятельства, так и займусь! Нечего на меня давить, я, в конце концов, не бездельничаю! (Ощущение, что меня удушают и одновременно - стыд. Как будто палю из пушек по воробьям. Псих и Ничтожество!)

    Как бы мне хотелось

    1. Руководитель внимательно выслушал и согласился. Действительно, новый вариант гораздо интереснее - если все получится, можно будет даже опубликовать. (Вот, наша взяла! Все-таки здорово, когда верхнее образование достается осмысленно! Признанный профессионал!)

    2. Лучше, если бы позвонила сама. Или хотя бы сказала, что переживала, не заболел ли, однако стеснялась позвонить, потому что думала, что я обиделся. (Я бы поторжествовал и простил. Великодушный!)

    3. Надо было самому вспомнить, что давно ведется разговор об обмене. Мог бы и первым сказать, что подбираю варианты, и скоро займусь вплотную. Мог бы и заняться, вообще-то говоря. (Тепло, радость, что во мне нуждаются, а я помогаю. Заботливый!)

    Сравните оба варианта. Задумайтесь - а что мешает превратить одну картину в другую? (Никита ответил так: слабоволие, зависимость, безответственность). Разница между двумя "дублями" подсказывает, в каком уголке души стоит искать комплексы Никиты.

     

    Я невротиком родился…

     

    Есть ли у вас комплексы? Предлагаю вам - псевдопсихологический тест

     

     

    Дорогой друг! Всего три вопроса - и вы все о себе узнаете. Если утверждения нашего теста могут быть к вам отнесены, поставьте себе один балл за каждое. Если вы с ними не согласны, не ставьте себе ничего.

     

    Другие люди часто лгут, а я - никогда.

     

    Другие люди всегда гораздо хуже одеты, чем я.

     

    Другие люди вообще гораздо хуже, чем я.

     

    Пожалуйста, подсчитайте количество баллов. Если сумма составляет

     

    3 - Объект запеленговать не удается. Не отчаивайтесь - надежда умирает последней.

     

    2 - У вас определенно есть психика. Остальное придет с годами.

     

    1 - У вас нет комплексов. Но могут быть проблемы.

     

    0 - У вас нет баллов, но есть психика, проблемы и много комплексов. Поздравляем - вы живы!

     

    © Нартова-Бочавер С.К,

    канд. психол. наук

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Спасибо за интересную статью.

    Только собственные комплексы не удается идентифицировать, так все зыбковато, а они должны же быть))

    Хотя мой вариант и "1 - у вас нет комплексов, но могут быть проблемы".

    СБН - знущання над мозоком середньостатистичного мізантропа-інтелігента © Sun D'Ra

    Массовыми расстрелами страну уже не спасти, теперь необходимы ковровые бомбардировки © masterovoy

    Народ не любит умников (с) Стругацкие

    Народ по определению существует для оболваненности, просто формы её бывают разными (с) Веллер

     

    http://aline.org.ua/universal/tuda/l_line26.gif_b_b46.gif_t_Vyderzhali__drug__druga__uzhe_d_1_m_11_y_1999_c_4.gif

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    0 - У вас нет баллов, но есть психика, проблемы и много комплексов. Поздравляем - вы живы!

    Ура, я живу... :biggrin:
    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Спасибо за интересную статью.

    Только собственные комплексы не удается идентифицировать, так все зыбковато, а они должны же быть))

     

    ОФФТОП :: Помечено автором как несоответствующее данной теме
    Незачто=)

    Тема будет пополнятся прямопропорционально интересу юзеров к ней=)

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    ОФФТОП :: Помечено автором как несоответствующее данной теме
    Незачто=)

    Тема будет пополнятся прямопропорционально интересу юзеров к ней=)

     

    Ну мне точно интересно будет)

    Люблю в себе покопаться, это раз. Повысить свой интеллектуальный уровень, это два.

    Токо вот какая штука, сам же себя не проанализируешь, не идентифицируешь тип личности, комплексы и проч. Зачем-то ж и существуют психологи, психоаналитики...Так что это так...развлекалочка, изнт ит?

    СБН - знущання над мозоком середньостатистичного мізантропа-інтелігента © Sun D'Ra

    Массовыми расстрелами страну уже не спасти, теперь необходимы ковровые бомбардировки © masterovoy

    Народ не любит умников (с) Стругацкие

    Народ по определению существует для оболваненности, просто формы её бывают разными (с) Веллер

     

    http://aline.org.ua/universal/tuda/l_line26.gif_b_b46.gif_t_Vyderzhali__drug__druga__uzhe_d_1_m_11_y_1999_c_4.gif

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Токо вот какая штука, сам же себя не проанализируешь, не идентифицируешь тип личности, комплексы и проч. Зачем-то ж и существуют психологи, психоаналитики...Так что это так...развлекалочка, изнт ит?

     

    Внимательней:

    Но все это можно делать только со своими комплексами. И своим психологом.

    Это просто информация к размышлению=)

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Очень интересно! Давай еще! :smile: Змінено користувачем Тлалок

    Не думай о секундах свысока...

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Комплекс неполноценности

     

    Неполноценность можно обнаружить только в идее о собственной полноценности. Когда есть неполноценность, у человека существует компенсационная идея о собственной полноценности, с которой он отождествляется. У него по каждому пункту есть идея о том, кто он такой, и какой он необыкновенный. И когда отражение его другими людьми не соответствует этой идее, а оно никогда не соответствует, и не может соответствовать идее, его страдания и униженность бесконечны.

     

    У такого человека существует страх быть отражённым неблагополучно. Он зависит от отражения и постоянно тревожится, беспокоясь о том, чтобы быть отраженным согласно своей собственной идее о полноценности. Если его полноценность отражена, он человечен, если нет, если кто-то отражает его не так, как он хочет, то у него возникает злость, защитная ненависть, бравада, он начинает конфликтовать.

     

    Идея неполноценности входит только тогда, когда происходит отказ от самого себя. Это случается в раннем возрасте, когда ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми, когда родители, учителя, воспитатели провоцируют ребенка на такое сравнение, показывая, что «Вовочка лучше, чем ты – он аккуратен, а ты неаккуратен. Он отличник, а ты троечник, он усидчив, а ты нет».

     

    Взрослые, воспитывая ребенка на сравнении и показывая ему, что «другой хороший, а он плохой», делают его невротиком. Пока его ум не навели определенным способом и не сказали, что «тот такой, а ты не такой», он сам не будет сравнивать, обязательно кто-то должен его толкнуть в эту пропасть. А толкают все кому не лень, потому что сравнивают своих детей, показывая, подчёркивая состоятельность других детей, и несостоятельность собственных. По сути, это неприятие родителями собственных детей, которое маскируется под воспитание. И вот таким образом, сверяя собственных детей с другими детьми, с достижениями других детей, ребёнка приговаривают на неполноценность.

     

    Ребенок полноценен, невинен и простодушен. Ему обязательно будут доступны все его внутренние богатства, весь его внутренний потенциал, однако для этого понадобится время. И у взрослых должно быть колоссальное терпение, любовь и уважение к детям. Дети - это будущее, и они будут жить в совершенно другом мире, в другие годы, в другом информационном пространстве.

     

    Но мы сразу делаем ребёнка невротичным, чтобы можно было им управлять, манипулировать и обладать. Однако во всем этом пропадает его уникальность, она теряется и ему никогда не узнать самого себя, свою индивидуальность, свой талант, он теперь не встретится с собой, если не начнёт свой рост в сознании, свое самопознание. Вот так теряется каждый ребёнок, потому что он мог бы совершенно мягко развиваться и раскрывать свой собственный потенциал, то, что так необходимо человечеству, но он не может этого сделать, потому что ребёнку не дают возможность развиваться согласно своей природе.

     

    Мозг человеческий, это научный факт, может вместить в себя все библиотеки мира, это не проблема для ума. И все научные умы трудятся над тем, чтобы ум ребёнка упаковать информацией так, чтобы ни один компьютер с ним не сравнился. Ценится память. Человек ценится по памяти, он не ценится по уникальности, по индивидуальности, по своей собственной неповторимой комбинации, как личность, как будущее человечества. Он ценится и оценивается просто по своей памяти. Если мы сдаём экзамен, то просто оценивают нашу память, а то, что сейчас мы выйдем и всё забудем - это ерунда.

     

    Лицемерие заключается в том, что нам ставят оценку за то, сколько мы просидели, сколько мы заучили - это очень импонирует преподавателю, потому что его предмет выучен, и он с благодарностью ставит нам пятерку за нашу память. А память наша ничего не стоит, потому что таким подходом перекрывается дорога к нашей уникальности, нашему развитию, нашему видению сути жизни, целостности, нашей чувствительности и человек прикалывается к стенке, как бабочка, в самом начале.

     

    Теперь он будет бежать за толпой, чтобы не отстать, думать о том, как он блистательно осуществит себя в мире, проявляя амбицию, тщеславие, но все это будет являться компенсацией на его ущербность.

     

    Человек, ребёнок, который развивается согласно самому себе, будет осуществлён особым способом, согласно собственной природе. Это станет его удовлетворением, он станет самой удовлетворённостью. На земле нет удовлетворенных людей только потому, что, сколько бы человек ни трудился и как бы он ни использовал свои мозги, это не затрагивает его сердце, его суть.

     

    Искажение начинается очень рано. Взгляд ребенка поворачивают так, чтобы он сравнивал, чтобы можно было им манипулировать, чтобы он жил всё время в страхе. Возникает неполноценность, а неполноценность - это страх, страх сделать что-нибудь не так, это неуверенность в себе, это робость, это смущение, это постоянная проверка, так ли мы одеты, так ли мы выглядим. Вся индустрия работает на человека, потому что у него существует неполноценность - если ты неполноценен, то для того, чтобы компенсировать свою неполноценность у тебя должно быть десять тысяч долларов, пятьдесят тысяч долларов, колье, машина, и не простая, а именно вот такая, яхта - вот так создаётся полноценность.

     

    На самом деле речь должна вестись не о полноценности, а о целостности. Нет полноценности, полноценность - это претензия. Есть целостность человека, и человек обязательно станет целостным на земле, если не сломать его в самом начале, если этот бутон не взять и не сжать в своей собственной руке. Но тогда к детям нужно будет подходить с любовью, тогда на самом деле придется любить детей, не заботиться лишь о том, как их накормить, как их одеть и обуть - их надо будет любить. Их надо будет наблюдать, быть осознанным, внимательным, направлять их движения, показывать направление. И даже не показывать, а идти следом и поправлять, но тогда мы обязательно должны быть осознанны.

     

    Если из целого выбирается лишь фрагмент, то целое пропадает и упускается. Не живя в целостности, живя только на фрагменте, мы отказываемся от своей судьбы и стараемся найти утешение, бегая к гадалкам, астрологам, чтобы у них узнать о своей судьбе. Мы ждем, чтобы нас утешили, сообщив, что на следующем перекрестке нас ждут удача, деньги и большая любовь, не понимая, что судьба наша - это целостность. Именно целостность позволяет человеку осуществить собственное предназначение на земле.

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Сознание детей 100% искажено. Мы в любом случае навязываем им свое видение и т.д.

    А как насчет талантливейших людей (к примеру, писателей), проявивших свой потенциал, но имеющих в анамнезе родителей, которые их третировали, сравнивая с другими?

    "Цельная личность" в моих устах - комплимент. Но пока таких не встречала))

    И у меня тоже комплекс неполноценности :biggrin:

    СБН - знущання над мозоком середньостатистичного мізантропа-інтелігента © Sun D'Ra

    Массовыми расстрелами страну уже не спасти, теперь необходимы ковровые бомбардировки © masterovoy

    Народ не любит умников (с) Стругацкие

    Народ по определению существует для оболваненности, просто формы её бывают разными (с) Веллер

     

    http://aline.org.ua/universal/tuda/l_line26.gif_b_b46.gif_t_Vyderzhali__drug__druga__uzhe_d_1_m_11_y_1999_c_4.gif

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Талантливейшие люди, потому и называютяся "талантливейшими", они с самого мала развиваются не так.. В статье приведен пример отдельных, можно сказать большей половины случаев, но как всегда есть же и свои исключения=)

     

    И у меня тоже комплекс неполноценности :biggrin:

    Как почитать, то абсолютное большинство людей им страдают=) Но я думаю пока это все находится в разумных пределах, ничего опасного нету=)

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Комплекс холостяка

     

    Комплекс холостяка связан со страхом перед женщиной. Мужчины не понимают и не осознают этот страх в силу своего воспитания. Как правило, холостяками остаются мужчины, у которых деспотичная мать - это демонстративная форма женщин, манипулирующих мальчиками. И когда «мальчики» вырастают, они в течение всей жизни находятся под контролем, не потому, что мама их контролирует, а потому что в них постоянно присутствует голос матери.

     

    Эти дети себе не нравятся, они боятся разоблачения и уличения в собственной несостоятельности. Они становятся честолюбивыми и амбициозными. Их сексуальная энергия начинает развиваться в направлении того, как состояться в социуме, как подняться над этим миром, обрести власть, сделать карьеру и деньги.

     

    Секс для них не имеет большого значения. Они могут присматриваться к женщинам, ухаживать за ними, заниматься сексом, но секс для них не так важен, потому что задача такого мужчины, в силу его ущербности - это состояться в мире, найти престиж. А женщина в их жизни – постольку-поскольку.

     

    У них есть идея о женщине, - какой она должна быть. Женщина должна ценить все, что делают мужчины, имеющие комплекс холостяка, это для них является важным - все должно быть подчеркнуто. У них повышена значимость собственной персоны, они хронически обижены, когда другие на них не смотрят и не уделяют им должного внимания. В силу ущербности и закомплексованности, присутствует постоянное подсознательное требование к другим.

     

    И они не женятся. Они просчитывают, высчитывают каждое движение, они смотрят, как женщина к ним относится, склоняясь то «за» женитьбу, то «против». Таким образом, они всю жизнь женятся в голове. Как только им хорошо, они вроде бы соглашаются жениться, но малейший диссонанс - и они уже не согласны.

     

    У них постоянно присутствует страх перед обладанием со стороны женщины. Можно услышать: «О, мужик! Молодец, браво! Не женился и не собирается жениться. Силен!», но это происходит от слабости, а не от силы. Это слабость. Он считает, что, как только женится, на него тут же наступит каблук жены и перекроет ему кислород.

     

    Это вид борьбы, вид антагонизма между мужчиной и женщиной, в силу искаженного воспитания и восприятия. То есть, воспитание мужчины было настолько искажено, что отбило вкус и инстинктивное стремление быть с противоположным полом активно, ярко, полноценно. Мужчина с комплексом холостяка всегда закрыт, он - «человек в футляре», который живет в своем собственном придуманном мире. У него богатое воображение, фантазии. Он постоянно утешает себя и занимается самооправданием по каждому поводу, не контактируя с реальностью и оставаясь инфантильным. По сути, он остается ребенком.

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    И все же, жениццо - хреново...

     

    (не понимаю, социум сшизофренил что-то, а ты выполняй, следуй хрени какой-то :huh: )

     

    но я в себе комплекса такого не чувствую, хотя, может, я свои комплексы давным-давно загнал куда-то...

     

    в подсознание, типа... :huh:

    Techno is my mind, psytrance is my soul
    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    И все же, жениццо - хреново...

     

    (не понимаю, социум сшизофренил что-то, а ты выполняй, следуй хрени какой-то :huh: )

     

    но я в себе комплекса такого не чувствую, хотя, может, я свои комплексы давным-давно загнал куда-то...

     

    в подсознание, типа... :huh:

     

    та перестань.. ты ж еще молодой. женится рано. А о комплексе холостяка следует всерьйоз задумыватся только после 30 - 35 лет=)

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    А комплекс "старой девы" что ли...есть? Ну инверсия комплекса "холостяка"?

    То же, только в профиль? То есть деспотичный отец?

    СБН - знущання над мозоком середньостатистичного мізантропа-інтелігента © Sun D'Ra

    Массовыми расстрелами страну уже не спасти, теперь необходимы ковровые бомбардировки © masterovoy

    Народ не любит умников (с) Стругацкие

    Народ по определению существует для оболваненности, просто формы её бывают разными (с) Веллер

     

    http://aline.org.ua/universal/tuda/l_line26.gif_b_b46.gif_t_Vyderzhali__drug__druga__uzhe_d_1_m_11_y_1999_c_4.gif

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    КОМПЛЕКС АССОЛЬ

     

    Алые паруса… Комплекс Ассоль связан с ожиданием будущего. Женщина с таким комплексом постоянно живет в ожидании чуда, которое должно произойти с ней благодаря любви. То есть сегодняшний день прошел - это не важно, будет завтрашний день, и она опять будет ждать. Она ждет неосознанно, она ждет подсознательно, и ожидание - это то, что поддерживает её представление о жизни.

     

    Ассоль ждала алые паруса… Женщина с комплексом Ассоль находится в подсознательном ожидании необычного разрешения своей обычной жизни. Она знает, что её жизнь обычна, но не хочет с этим мириться. Её проблема заключается в том, что она отказывается смотреть на эту обычность. Она не находит радости в обычной жизни, для нее обычность синоним серости, тусклости, где ничего радостного нет. Поэтому она ждет прекрасного капитана под алыми парусами, который вознесет её на пьедестал любви и осыплет всеми благами мира, меньшего она не ждет, это то, что должно затмить обычность жизни и принести радость. И она не принимает свою жизнь – её взгляд за горизонт. Её претензия на утонченность должна быть удовлетворена не тем, что есть сейчас, а необъятностью того, что она ждет от будущего.

     

    У женщины с комплексом Ассоль нет понимания, что сама жизнь – уже бесценный дар. Если не очистится её взгляд, она не сможет увидеть ту любовь, ту радость, которую ей может дарить не греза, а её собственная жизнь, такая как есть, которая уже является чудом. Но для начала ей нужно будет принять обыкновенность жизни.

    Змінено користувачем ZsaZsaZsu

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Комплекс жертвы

     

    Комплекс жертвы – это комплекс служения. Всё начинается со стремления стать добродетельным, добропорядочным и получить признание от людей, чтобы они оценили. Это тонкое эго, претензия эго на святость, быть самым лучшим, лучшим из лучших.

     

    Если это мать, то она начинает изо всех сил любить своих детей. Как может любить человек, который не понимает себя? Это невозможно. Значит, это выражается в виде заботы, в виде внимания. Все, что делает человек с комплексом жертвы, обязательно взвешивается. Все подсчитывается: сколько отдано времени, сколько здоровья, сколько сил, сколько жизни, чем она пожертвовала ради детей, ради мужа, ради работы, ради сотрудников. При этом она контролирует, как к ней относятся.

     

    Комплекс жертвы - это тотальная зависимость от других и одновременно демонстративная форма показа своей независимости от них. Требование, чтобы все понимали, что они от неё или от него зависят: «Сколько я для вас сделал!». Это либо подчёркивание - демонстративная форма, либо покорность - подавленная форма, которая периодически в истерической форме начинает требовать: «Я на вас потратила всю жизнь, я упустила своё замужество, личную жизнь, вы выросли, не оценили мою жертву вам!» и так далее.

     

    Она требует компенсации за всё, но ее иллюзии разрушаются. Все проекции человека с комплексом жертвы разрушаются, и все их разрушают. Проходя, ненароком, люди, не подозревая, разрушают проекции этого человека. И человек впадает в депрессию, в отчаяние. Фрустрация. Разочарование. Обманут самой жизнью. И опять он латает то, что разрушено, всегда заново, и всё больше и больше становится демонстративным, показывая: «Да если бы не я, вы бы не нашли даже, где стоит тарелка! Вы бы не отрыли холодильник, и даже не знали бы, что там стоит еда! Я не спала всю ночь, я для вас готовила! Я не спала всю ночь, я за вас переживала!».

     

    То есть, этот человек превращает свою жизнь и жизнь других в ад. Все, кто окружает человека с комплексом жертвы, страдают виной. Колоссальной виной, активно работающим комплексом вины на уровне подсознания. Они начинают избегать этого человека, они начинают прятаться от него, сводя отношения к минимуму. Человек с комплексом жертвы болеет душой, он разочарован, он требует исполнения долга по отношению к себе. Окружающие знают, что долг надо выполнять, и они выполняют свой долг, но человек, страдающий комплексом жертвы, не может ни насытиться, ни поблагодарить. Он этого не умеет, он только требует и требует, потому что всю жизнь накапливал на уровне подсознания свой вклад - он никогда ни одного жеста не сделал бесплатно, в надежде, что рано или поздно ему все оплатится, и если он что-либо делает, то все это оценят.

     

    Таким образом, он пытается купить любовь другого человека, внимание к себе. Зачем такая жертва, зачем такая покупка любви и отношений? Ущербность этого человека такова, что он не верит, что можно что-либо получить от жизни, если не требовать - внимание, секс, любовь, отношения, благодарность. То есть, изначально его отношение к жизни, к человеку, к детям, к окружающим извращено, потому что он начал жить для того, чтобы все в нём нуждались. Он сделал всех зависимыми от себя, чтобы они ценили его и понимали, что без него обойтись невозможно.

    Змінено користувачем ZsaZsaZsu

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Комплекс Ищейки

     

    Комплекс Ищейки - это искаженная сладострастная форма поиска компромата и уличения другого человека. Это подсознательная запрограммированность ума на недоверие по отношению к другому и стремление всегда держать бразды правления над другим человеком в своих руках.

     

    Люди с комплексом Ищейки живут в постоянной подсознательной ревности, недоверии, страхе за себя, страхе, что им изменят. Они не благополучны, присутствует постоянное состояние тревожности, беспокойства - у них ощущение, что их все обманывают и надо искать в чем, надо уличать, надо смотреть за всеми, надо быть бдительными по отношению к собственным женам, мужьям, детям, близким. Основа, корень, на котором держится этот комплекс - ревность.

     

    Все кто находится рядом с таким человеком, попадают в определённое поле, в определённую энергию постоянной затравленности. У них появляется ощущение затравленности не потому, что этот человек делает что-либо особое. Он может даже ничего не подозревать, но у всех вокруг возникает активно работающий комплекс вины. Им постоянно хочется почему-то оправдываться, ничего не совершив, они чувствуют себя преступниками. У них подсознательное ощущение затравленности - так сказывается давление комплекса Ищейки на окружающих.

     

    Если человек с комплексом Ищейки занимает какую-либо должность, то его сотрудники также будут затравлены. Он может выглядеть самым тихим, скромным человеком, но его будут бояться - у всех будет непонятное ощущение вины рядом с ним. А происходит это потому, что он внутренне переполнен подозрительностью, ревностью, недоверием, обладанием. И его стремление - всё контролировать, вынюхивать, выискивать, подсматривать, подслушивать. Из-за чего? - ему страшно. Это его собственное неблагополучие возвращается к нему отражённое зеркалами других людей. Это душевная болезнь и она разрушительная не только для самого человека, но и для окружающих - людям сложно находиться рядом с ним, ощущая на себе его давление.

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Эдипов комплекс

     

    Под эдиповым комплексом подразумевают присущее представителям обоего пола характерное сочетание инстинктивных влечений, целей, отношений, страхов и идентификаций, универсально проявляющееся на пике так наз. фаллической фазы психосексуального развития ребенка(от 2/5 до 6 лет) и сохраняющее свое организующее значение на протяжении всей жизни.

     

    В фаллический период ребенок стремится к сексуальному единению (по-разному представляемому в зависимости от его когнитивных способностей) с родителем проти?воположного пола и желает смерти либо исчезновения родителя своего пола. В связи с присущей ребенку противоречивостью и потребностью в защите наряду с этими позитивными эдиповыми стремлениями существует так называемый негативный эдипов комплекс, то есть ребенок желает также сексуального единения с родителем своего пола и в связи с этим проявляет соперничество с родителем противоположного пола.

     

    В типичном случае позитивный эдипов комплекс преобладает над негативным при формировании гетеросексуальной ориентации и идентичности хорошо адаптированного взрослого. Однако на бессознательном уровне привязанность девочки к матери, равно как желание мальчика сдаться на милость отца в надежде пассивного обретения мужественности, бесконечной любви и защиты, продолжают оказывать глубокое влияние на психическую жизнь и последующий выбор любовного объекта.

     

    Понятие комплекс Электры было использовано Юнгом для обозначения существования у девочки желаний и установок, ана?логичных комплексу Эдипа у мальчиков. Однако Фрейд не признал этот термин полезным, и понятие эдипов комплекс стало общепринятым для описания тройственных отношений между ребенком и родителями независимо от поло ребенка.

     

    Ребенок боится возмездия (страх возмездия) за запретные инцестуозные и отцеубийственные желания, связанные с комплексом Эдипа. Конкретно, мальчик боится кастрации или удаления пениса, девочка — менее специфических повреждений гениталий и детородных органов. Этот страх объединяет более примитивные страхи, связанные с родителем-соперником, — страх утраты объекта и потери любви объекта. Последний может острее переживаться девочками; правда, современные психоаналитики оспаривают мнение Фрейда о большей нарциссической ранимости и зависимости девочек.

     

    С точки зрения развития эдипова ситуация — узловая точка, отмечающая единение или консолидацию внутрипсихической системы - Сверх-Я. При идентификации ребенка с эдиповыми объектами идеализации трансформируются в Я-идеал, а страх перед наказанием — в чувство вины. Эдипов комплекс частично осознается; он проявляется в детской речи, поведении и иных способах коммуникации. В дальнейшем он становится по большей части бессознательным, но в зависимости от степени разрешения в той или иной мере обнаруживает себя в поведении, установках, при выборе объекта любви. Эдипов комплекс стоит в одном ряду с другими фундаментальными открытиями Фрейда (бессознательное, детская сексуальность). "В каждом человеке... хоть раз в жизни взрастал Эдип" (Freud, 1887-1902). Публикуя впервые эти идеи в 1900 году в работе "Толкование сновидений", Фрейд, использовал примеры не только чужих, но и собственных сновидений, и пытался связать миф о царе Эдипе с бессознательными желаниями каждого человека.

     

    Классический миф, использованный Софоклом в драме "Царь Эдип", рассказывает о фивонском царе Лае, которому оракул предрек, что он будет убит своим еще не рожденным сыном. Когда царица Иокаста родила мальчика, царь велел отвезти ребенка в горы и бросить его там, чтобы мальчик погиб. Однако младенца нашел пастух и отнес его царю Полибосу, усыновившему мальчика. Став юношей, Эдип покинул Коринф; случай свел его с Лаем на перекрестке дорог. В споре, кому пройти первым, Эдип убил царя, своего отца. На пути в Фивы он встречает Сфинкс, преграждавшую дорогу в город и требовавшую от всякого путника разгадать загадку. В случае неудачи путник должен умереть. Эдип разгадал загадку, и униженная Сфинкс умерло. Благодарные Фивы отдали Эдипу царский престол и сделали мужем Иокасты. Однако боги не могли смириться о кровосмешением, даже неосознанным, и наслали но Фивы тяжкий мор. Согласно предсказанию оракула, для избавления от мора нужно найти убийцу Лая. В пьесе Софокла Эдип, поклявшийся раскрыть преступление и тем спасти город, узнает, что убийца — он сам и женился он на своей матери. Конец Софокловой драмы трагичен: Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза заколкой от ее хитона.

     

    Многочисленные конфликтные характеристики комплекса принято обозначать термином эдипов конфликт. Стремление к сек?суальному единению (исходящее из Оно - внутрипсихического полюса влечений) вступает в конфликт с ограничениями, на?лагаемыми Я и Сверх-Я(моральной инстанции), что в итоге приводит к возникновению страха кастрации. Кроме того, существуют конфликты, коренящиеся в антитетических положительной и отрицательной фазах комплекса, активных и пассивных целях влечений, мужской и женской идентификациях в фантазиях о сексуальном единении. Эти конфликты могут питать друг друга. Так, например, страх кастрации как страх возмездия со стороны отца может накладываться на страх кастрации, связанный с желанием родить от него ребенка.. Многие психоаналитики считают, что эдипов конфликт играет решающую роль в каждом клиническом психоанализе.

     

    В клинических дискуссиях часто употребляются еще два термина. Говорят, что, когда ребенок завоевывает большую часть любви и внимания родителя противоположного пола, появляется эдипов триумф. Например, мать, будучи агрессивным членом семьи, обожает сына, одновременно проявляя презрение к мужественности своего мужа. Другая ситуация, приводящая к эдипову триумфу, — переживаемая в детстве смерть родителя своего пола. Многое авторы, подчеркивают трагичные и фатальные последствия 'вознаграждения' этого вытесненного и сознательно неприемлемого желания. Термин эдипова ситуация относят к сочетанию фазы, конфликта и комплекса; она специфична для психического развития конкретного человека, проявляясь в его фантазиях при мастурбации, семейных любовных историях. Еще одно применение термина касается отдельных жизненных ситуаций или событий, пробуждающих фантазии, чувство и формы поведения, вытекающие из эдиповой фазы развития.

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Ну и под конец отличная статья!

     

    Ловушки школьного двора

     

    Помимо "разумного, доброго, вечного" мы нередко уносим из школы нечто не столь доброе, но очень долговечное - комплексы. С некоторыми из них нас поближе знакомит Ольга Александровна Карабанова,

    доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ.

     

    В начале славных дел

    Первый класс

     

    Начало первого школьного года (примерно 6 месяцев) непростой для всех ребят период привыкания к новой жизни и к новой роли. Если этот условно-испытательный срок миновал, а у малыша сохраняются серьезные проблемы, возможно, хищный зверек по имени комплекс уже запустил в него свои коготки.

     

    Современные первоклашки обычно приходят в школу хорошо подготовленными в интеллектуальном отношении они уже умеют писать, читать и считать, знают (или думают, что знают!) множество самых разных вещей. И вот тут их подстерегает первая проблема - им начинает казаться, что их не научат здесь ничему новому, а разную полезную с их точки зрения информацию они запросто получат в других местах (с экрана телевизора, из компьютерных игр, разговоров дома и на улице). Если в такой момент не заинтересовать школьников содержанием учебной программы - а с этим педагогам нечасто хочется возиться! - так и останется у них на всю жизнь комплекс пассивного наблюдателя, который вынужден присутствовать на учебном (потом - рабочем) месте, но "во всех этих играх" не участвует, ничем не увлекается и ждет не дождется звонка на перемену.

     

    Другая проблема - неумение некоторых малышей, привыкших к дошкольной вольнице, вписаться в жесткие рамки школьной жизни (особенно тяжело приходится тем, кто впервые попадает в детский коллектив). Не получается контакта с учителями - педагоги склонны считать таких детей ленивыми, плохо воспитанными, неспособными, а те просто не могут понять, что от них требуется. С одноклассниками тоже дружба не складывается. Появляется страх общения, ощущение, что другие ребята не хотят с тобой играть. Если в дальнейшем эти чувства будут прогрессировать - вот и классический комплекс неудачника, стремящегося к одиночеству. Такие дети в школе больше всего боятся переменок, когда приходится выбираться из своего безопасного угла и оказываться среди шумных, уверенных в себе сверстников.

     

    Эх, тройка, птица-тройка!

    Второй класс

     

    Главное оружие школьного учителя - оценка. Это мера всех вещей, единственный показатель успеха или провала. За "пятерки" хвалят и ставят в пример, за "двойки" вызывают родителей, "троечников" уговаривают подтянуться. Получая назад свою домашнюю или контрольную работу, ребенок больше всего боится увидеть в тетради многочисленные исправления беспощадным красным цветом и в итоге плохую оценку, а значит он всегда будет подсознательно избегать новых непроверенных способов решения, собственных мыслей, дополнительных заданий. Отсюда "растут ноги" у комплекса недопустимости ошибки, когда человек всю жизнь боится сделать неверный шаг, "высунуться", показать, что чего-то не знает.

     

    "Двоечник" и "отличник" - эти ярлыки, повешенные в школе, часто остаются на всю жизнь. И неизвестно, какой больше может эту жизнь отравить... "Двоечник" уверен, что ему и "барахтаться" бесполезно, все равно он ничего не достигнет и "выше себя не прыгнет" - таким мыслям немало способствуют некоторые учителя, ставящие оценки исключительно по инерции. А "отличник" всю жизнь лезет из кожи вон, чтобы оправдать ожидания общественности и не уронить свое "знамя", тащить которое уже иногда и сил нет, да и не нужно оно никому... Это самые зависимые от чужого мнения люди: они привыкли работать на публику, их основное занятие - зарабатывание очков. А вот как раз "троечники", как правило, наиболее устойчивы к возникновению комплексов - они свободны от "оценочной" зависимости, у них свои приоритеты и интересы.

     

    Конечно, все родители в глубине души мечтают, чтобы их любимое чадо хорошо училось, но для ребенка лучше, чтобы хотя бы в семье от него не требовали "пятерок" по всем предметам.

     

    В некоторых скандинавских школах разрешается ходить по классу и разговаривать друг с другом во время урока и вообще нет системы оценок. Дети там не боятся высказывать свое мнение и вырастают более раскрепощенными и открытыми.

     

    Ах, какое блаженство знать, что я совершенство!

    Пятый класс

     

    Комплексы проявляются по-разному, и совершенно не обязательно человек при этом считает, что он чем-то хуже других, случается и наоборот - он кажется себе самым лучшим, исключительным, сверхполноценным, и вся жизнь его проходит в печальном недоумении: почему же окружающие этого не замечают?! А истоки подобной завышенной самооценки нужно искать в школьном возрасте.

     

    Бывает, в младших классах ребенок успевает по всем предметам, хорошо себя ведет, громко читает стихи - просто подарок для учителя, который начинает постоянно хвалить его и ставить всем в пример. При переходе в среднюю школу меняется система требований, приходят новые педагоги, которым некогда искать подходы к каждому ученику. И если при этом у бывшего "успешника" никаких выдающихся способностей нет или они глубоко спрятаны, возникает серьезный внутренний конфликт. Он привык "быть первым и лучшим", а теперь "не тянет", не справляется, становится таким же, как все, а то и отстающим...

     

    Наученный сладким опытом успеха, снизить уровень своих притязаний такой ребенок уже не хочет, а быть и дальше "впереди планеты всей" не может по объективным причинам. Психологи называют это тягостное, тревожное, напряженное состояние аффектом неадекватности. Такие дети часто становятся завистливыми, не радуются чужим успехам и всеми силами стараются избегать "острых" ситуаций - например, "заболевают" перед контрольными и экзаменами.

     

    Чтобы не выработать у ребенка подобный комплекс завышенной самооценки, нужно не перехваливать его чрезмерно и всегда оценивать только конкретный результат ("Ты хорошо подготовился к диктанту!" вместо "Да у тебя же абсолютная грамотность!"). Если аффект неадекватности уже сформировался, ни в коем случае нельзя "ломать" подростка негативными критическими заявлениями ("Ты не умеешь", "Не знаешь", "Хуже всех"), а надо найти ту область, где он действительно лучше, способнее других.

     

    Конечно, вырастить гармоничную незакомплексованную личность в условиях нашего фронтального обучения очень сложно. По некоторым данным, в каждом классе есть 10-15 детей, нуждающихся в индивидуальном подходе Но сейчас родители могут выбирать среди все большего разнообразия педагогических систем демократичную обстановку и дифференцированное обучение, что поможет ребенку избежать многих "ловушек".

     

    Нет правды на земле...

    Седьмой класс

     

    В подростковом возрасте (13-17 лет) - дети (сами уже не считающие себя таковыми) наиболее уязвимы, любят "копаться" в себе и приписывать окружающим повышенное внимание к собственной персоне. Подростку кажется, что он "живет на сцене". С 6-7-го класса самым значимым становится мнение сверстников, которые, к сожалению, не всегда добры и справедливы. В этом возрасте ребенку очень важно "быть, как все", иметь то, что есть у всех, ездить туда, куда ездят все... Коллектив диктует все - от прически до марки мобильного телефона, и горе "белым воронам", не имеющим возможности соответствовать.

     

    Детские переживания "у всех есть, а у меня нет" - мощный источник формирования различных комплексов - от боязни появляться в обществе не в том "прикиде" до буйной агрессии. Но здесь очень многое зависит от атмосферы в конкретном учебном заведении, от принятой там системы ценностей и позиции лидеров класса. Иногда единственный выход - смена класса или школы.

     

    В отношениях же с педагогами к 7-8-му классу на первое место выходит проблема учительской несправедливости. Каждая незаслуженная (с точки зрения подростка) отметка (неважно, хорошая или плохая, чужая или своя) - маленький кирпичик в фундамент мощного комплекса искателя правды, уверенного, что кругом царят ложь и произвол. Отсюда два пути - человек или чувствует себя жертвой "общемирового заговора" и постоянно "рвется в бой" с криком: "Они все заодно, но я им все выскажу, я всех защищу!", или принимает на всю жизнь пассивную позицию вечной жертвы несправедливых людей и обстоятельств: "Все равно ничего не докажешь..."

     

    Конечно, учителя действительно не всегда объективны, завышают или занижают отметки, но нужно научить ребенка не делать из отметок трагедии. Во-первых, у детей свои критерии оценок, и тоже далеко не всегда правильные (родители, считающие, что "все то вздор, чего не знает Митрофанушка", оказывают своим чадам плохую услугу). Во-вторых, учитель - живой человек и может добросовестно заблуждаться или хотеть "вытянуть" из ребенка больше знаний, чем тот расположен отдать. И есть, конечно, необоснованно придирчивые педагоги, но это еще не повод для установки "Весь мир несправедлив!".

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Да как можно помыслить славянина без комплексов вины и неполноценности? Ведь именно они делают пресловутую "русскую душу" не на что не похожей, давая путь и самоуничижению, и покаянию. Как там у Достоевского: "Любит русский человек пострадать, а пострадать безвинно тем паче..." (это не цитата, а то как его мысль у меня в голове вербализовалась, но что-то очень похожее было в "Преступлении и наказании").

     

    А я видать стараюсь позиционировать себя как человек с этим комплексом - "комплекс пассивного наблюдателя". Но... Моя постоянная вовлеченность везде и во всем мне не дает насладиться "желанным комплексом". Вот так, комплексы бывают желаемы! :smile:

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    А сколько всего комплексов известно науке?

    Не думай о секундах свысока...

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    А сколько всего комплексов известно науке?

     

    Точной цифрой не располагаю=)

    Ее никто назвать и не сможет. Комплексы могут проявится абсолютно в любой сфере жизни человека, выходить из любого чувства или эмоции.. Так что сколько 50..100.. меньше-больше :pardon00:

    В этой теме информация о самых основных и чаще всего встречающихся. Правда еще остался комплекс Терзита (переживания по поводу своих надуманых изьянов, образа физического "Я"), о котором я, как не странно, пока не нашла нормальной информации...

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    КОМПЛЕКС АССОЛЬ

    Нет, ну а есть у женщин комплекс не Ассоль, типа она как дура ждет всю жизнь принца у моря? А именно она не хочет привязываться к кому-то, не видит смысла в браке? Находит-бросает, находит- бросает...Это что, комплекс "холостяка" по-женски?

    СБН - знущання над мозоком середньостатистичного мізантропа-інтелігента © Sun D'Ra

    Массовыми расстрелами страну уже не спасти, теперь необходимы ковровые бомбардировки © masterovoy

    Народ не любит умников (с) Стругацкие

    Народ по определению существует для оболваненности, просто формы её бывают разными (с) Веллер

     

    http://aline.org.ua/universal/tuda/l_line26.gif_b_b46.gif_t_Vyderzhali__drug__druga__uzhe_d_1_m_11_y_1999_c_4.gif

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Нет, ну а есть у женщин комплекс не Ассоль, типа она как дура ждет всю жизнь принца у моря? А именно она не хочет привязываться к кому-то, не видит смысла в браке? Находит-бросает, находит- бросает...Это что, комплекс "холостяка" по-женски?

     

    Чесно говоря о таком не слышала=) Но думаю это может быть тот самый коплекс ассоль, когда она находит-бросает, потому что мужчина не соответствует тому образу принца.

    А если не видит смыса в браке - это не комплекс, а признаки возрастных кризисов (которым тоже немного позже будет посвящена тема :smile: )

    ~

    "Открой мне двери - я войду и принесу с собою осень.. и если ты меня попросишь, тебе отдам ее я всю....."

    ~

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Каждый человек иногда ошибается - "шел в комнату, попал в другую…". Редко кто не оговаривался: вместо "танцевать" - "целовать", вместо "позвольте мне открыть наше совещание" - "позвольте мне закрыть…" и т.д.

    почему-то мне вспомнился один случай..договорились мы с одним молодым человеком о встрече..и вот он говорит "ok.so I'll pick you up at sex..huh..six o'clock"..=)))

     

    замечаю,что я слишком часто проявляю тенденцию к разного рода условностям-комплкексам..успокавиваю себя,что это все естественно..так как до дестабильности психики не доходит..вот разве что иногда мешает оперативной реализации практичных дел.

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    ×
    ×
    • Створити...

    Важлива інформація

    Використовуючи цей сайт, Ви погоджуєтеся з нашими Умови використання, Політика конфіденційності, Правила, Ми розмістили cookie-файлы на ваш пристрій, щоб допомогти зробити цей сайт кращим. Ви можете змінити налаштування cookie-файлів, або продовжити без зміни налаштувань..