Перейти до змісту
  • X-Files
  • Мистификации


    ЮХА

    Рекомендовані повідомлення

    В этой теме речь пойдёт о великих (и не очень) мистификациях, которые когда либо совершались в нашей истории

     

    Спиритизм - не единственное явление, уходящее корнями в трясину мошенничества. Зарегистрированные в 1896-1897 годы в Америке появления воздушных кораблей были провозглашены доказательством того, что история летающих тарелок началась задолго до 1947 года, сегодня они отвергаются как результат ошибочного опознания или откровенной фапьсификации.

    Многие из виденных в конце XIX века «огней в небе» были, как представляется сегодня, наблюдениями планеты Венера. Между тем проведенное заново глубокое историческое исследование, включавшее поиск в архивах примерно полутора тысяч местных газет, обнаружило свидетельства того, что многие из самых известных и захватывающих случаев из указанного потока были явными выдумками.

    Два сообщения выделяются из остальных своим Драматизмом и воздействием (они перепечатывались как факт в десятках книг). Если верить письму, опубликованному в газете «Фармере Эдвекит», вечером 9 апреля 1897 года над фермой некоего Александра Гамильтона в штате Канзас завис странный воздушный корабль с экипажем из шести крошечных существ, сбросил вниз веревку и поднял в небо одну чз лучших его телок. На следующий день его сосед нашел шкуру, копыта и голову бедного животного Иа мягкой почве, на которой не осталось следов, к останкам или от них.

    Эта поразительная история, аналогичная появившимся в XX веке навязчивым идеям о похищениям инопланетянами и увечьях скота, привлекала, естественно, большое внимание, но ни один из многих авторов, перепечатавших ее, не удосужился заново исследовать ее, пока в середине 1970-х годов Джером Кларк не вступил в контакт с рядом старейших жителей того района. Кларк установил, что Гамильтон выдумал всю историю, чтобы позабавить местный «Клуб лжецов» - группу людей, собиравшихся время от времени, чтобы послушать, кто сочинил самую диковинную небылицу. Фермер даже оставил письменное признание в розыгрыше, которое спокойно хранилось в архиве еще одной малоизвестной газетенки «Атчисон Каунти Мейл», пока не было обнаружено в 1982 году. Эта находка оказалась настоящим ударом для многих уфологов, доверившихся письменным показаниям свидетелей и найденным в других публикациях того времени уверениям в величайшей честности Гамильтона.

    В тот же день, когда канзасский фермер якобы вступил в свой непосредственный контакт, другая газета - «Даллас Морнинг Ньюс» опубликовала еще более удивительную историю, которая опять-таки предвосхитила один из крупнейших предметов изучения уфологии конца XX столетия. Речь идет о крушении еще одного воздушного корабля в небольшом поселке Аурора, штат Техас. Аварийный аппарат якобы пролетел очень низко над городком перед тем, как врезаться в ветровую мельницу, принадлежавшую судье Проктору, и разлететься на мелкие осколки. Тело его пилота - диковинного крошечного создания, которого местные жители приняли за марсианина, - было якобы подобрано и похоронено на местном кладбище.

    Открытие заново этой истории в 1960-х годах побудило нескольких уфологов отправиться в Аурору, вооружившись лопатами и твердой решимостью добиться от местных властей разрешения на эксгумацию, но и тут вскоре стало ясно, что речь идет об очередной мистификации. На этот раз виновником оказался местный телеграфист по имени СЕ. Хей-дон, который выдумал эту небылицу, дабы скоротать время долгого и занудного рабочего дня и заодно привлечь туристов в город, медленно угасавший от того, что железная дорога обошла его стороной. Как и в деле с похищением теленка в Канзасе, история с крушением воздухоплавательного корабля в Ауроре была раскручена в свое время благодаря ложным подтверждениям в местной прессе.

    Разоблачение подобных мистификаций свидетельствует о малой степени правдивости американской прессы в XIX веке, когда журналисты располагали минимальными возможностями, газетные полосы нужно было чем-то заполнять и едва ли кто имел понятие о современных нормах объективности и честности. При ближайшем рассмотрении оказалось, что газеты конца XIX века были заполнены небылицами и розыгрышами - и не только в США, но и в других странах. Так, в Англии уважаемая газета «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» опубликовала 9 февраля 1856 года потрясающую заметку об «ископаемом животном»: якобы во время строительства во Франции одного железнодорожного тоннеля был найден живой птеродактиль размером с большого гуся. Речь и тогда шла о розыгрыше, но газета намекнула на него своим наиболее сведущим читателям придуманным названием животного на латыни: «Птеродактиль анас» (анас: «утка», «утка-ложный слух»). Так что вполне можно предположить, что взятые из подобных источников сообщения о необычных морских змеях и диких людях из лесной глуши вовсе не будут более точными.

    Уфология продолжала порождать множество мистификаций и фальшивок и с началом XX века. Самым сложным, пожалуй, оказалось «дело Уммо» - наблюдение с близкого расстояния летающего диска 6 февраля 1966 года в мадридском пригороде Алуче. Главный очевидец Хордан Пенья описывал огромный круглый объект с тремя ногами и с любопытным символом на подбрюшье: тремя вертикальными линиями, перечеркнутыми горизонтальной чертой. Две внешние линии изгибались концами наружу, из-за чего вся пиктограмма напоминает алхимический знак планеты Уран.

    Наблюдения Пеньи вызвало немалое возбуждение, которое стремительно возросло, когда автор одной книги об НЛО получил подборку фотографий, изображавших подбрюшье похожей тарелки с тем же самым необычным символом. Вскоре известный испанский контактер Фернандо Сеема начал получать машинописные многословные документы, исходившие якобы от путешествующей в космосе расы, называвшей себя «уммитами». Пришельцы объявили, что прибыли с планеты Уммо, находящейся на расстоянии в 14,6 светового года от Земли, а их послания касались широкого спектра технологических, философских и политических вопросов, причем последние ставились явно с левых позиций. На протяжении следующих двенадцати месяцев «уммиты» прислали около 150 писем, насчитывавших всего тысячу страниц информации, фактов и космических сплетен. На каждой странице каждого послания был оттиснут тот же символ, который Пенья видел на тарелке в Алуче.

    Хотя немногие уфологи за пределами Испании восприняли все это всерьез, - фотографии-доказательства были слишком уж подозрительными, а уммитские послания, пусть даже и более мудреные, чем большинство сообщений контактеров, не содержали ничего, что указывало бы на их внеземное происхождение, - никто не сомневался в том, что предполагаемая мистификация потребовала немалых усилий. Кто бы или что бы именно ни стояло за письмами и фотографиями (высказывались предположения, что все это было затянувшейся шуткой, происками иностранной разведслужбы и даже попыткой некой социалистической группы опубликовать материалы радикального толка, которые иначе не появились бы в печати в условиях диктатуры генерала Франко), «дело Уммо» походило на литературный эквивалент шутки пингвина Клируотера. Оно лишний раз показывало, что некоторые шутники готовы затратить немало усилий на жульнические трюки, не ожидая при этом какого-либо вознаграждения.

    Похожий случай, имевший место в Америке в 1950-е годы, приобрел еще большую известность. °се началось с того, что американский уфолог Морис Джессап получил два бессвязных письма, подписанных по-разному - «Карл Альен» и «Карлос Альенде», но явно написанных одним и тем же лицом, - в которых утверждалось, что ВМС США провели в 1943 году серию необычных экспериментов, призванных сделать невидимым целый военный корабль. Таинственный автор писем сообщал, что эксперименты оказались слишком успешными. Американский эсминец «Элдридж» был окружен таким мощным силовым полем, что оно не только сделало корабль невидимым, но и свело с ума половину членов команды и вызвало самовозгорание остальных. Во время другого эксперимента «Элдридж» был телепортирован со своей базы на судоверфь в Норфолке, штат Виргиния. Поскольку все это происходило на военно-морской верфи в Филадельфии, дело получило название «Филадельфийский эксперимент».

    Через несколько месяцев после получения Джессапом тех невероятных писем, копия его книги «Дело для НЛО» была отправлена по почте в Управление военно-морских исследований. Она содержала комментарии, похоже, трех цыган - «мистера А», «мистера Б» и «Джеми», обладавших удивительными секретными данными о тайне НЛО. Одним из авторов - «Мистером А» был, судя по всему, Карлос Альенде. Сотрудников управления эти комментарии заинтриговали настолько, что они сделали частным образом факсимильную перепечатку книги, что, естественно, убедило многих уфологов в том, что в причудливых россказнях Альенде была доля истины.

    Как совершенно случайно обнаружил исследователь Роберт Гоэрман летом 1979 года, автор писем не был цыганом или даже испанцем и уж менее всего инопланетянином, как позже предположили один-два автора, писавшие об НЛО. Его действительно звали Карл Аллен, и был он выходцем из Нью-Кенсингтона, штат Пенсильвания. Весьма смышленый человек состряпал всю историю с «Филадельфийским экспериментом», составил письма к Джессапу и три подборки пометок на полях экземпляра книги «Дело для НЛО». Кое-какие сведения для своей истории он почерпнул из собственного опыта службы во время Второй мировой войны на торговом судне, стоявшем рядом с эсминцем «Элдридж» на военно-морской верфи в Филадельфии.

    Самым странным в мистификации Аллена-Альенде сегодня кажется не предположение, что ВМС США уже в 1943 году владели технологией, которая сделала бы ненужными более поздние многомиллиардные инвестиции американского правительства в развитие технологии «стеле» («невидимка»), а то, что основательного исследования не провел ни один из многих авторов, писавших о «Филадельфийском эксперименте». Так, Альенде всегда описывали как неуловимого таинственного человека, который постоянно менял свои адреса и которого так никогда и не удалось выследить. В доказательство приводился тот факт, что в качестве одного из обратных адресов, указанных в его письмах, фигурировала заброшенная ферма в Нью-Кенсингтоне. На самом Деле, как выяснил Гоэрман, указанный фермерский Дом не только не был заброшен, но и принадлежал семье Карла Аллена. Любой исследователь, который взял бы на себя труд посетить ферму или написать по этому адресу, узнал бы правду о «таинственном Карлосе Альенде». Но никто не сделал этого.

    Ради справедливости упомянем, что уфологи порой способны добиться существенных успехов в исследованиях. Гораздо больше усилий было затрачено на попытки доказать или опровергнуть достоверность недавнего дела - так называемого «дела Мэджестик-12», и небезосновательно. «МДжи-12», как считают сторонники этой теории, был и, возможно, является до сих пор самым секретным правительственным комитетом США, призванным изучать проблему НЛО. Предположительно, он был создан президентом Трумэном в сентябре 1947 года, а его двенадцати членам (в том числе якобы и министру обороны США при Трумэне Джеймсу Форрестолу) доставлялась вся полученная правительством информация о летающих тарелках, включая и сведения об одном НЛО и его четырех иноземных пилотах, найденных в пустыне Нью-Мексико близ Росуэлла, поток сообщений которых был моментально прикрыт официальным объявлением о том, что обнаруженный объект был метеорологическим зондом.

    Само существование «МДжи-12» и его базы секретных данных оставалось неизвестным для уфологов вплоть до декабря 1984 года, когда мало кому известный исследователь Джейм Шандера, затративший вместе с Уильямом Муром два года на изучение тщательно скрываемого случая в Росуэлле, получил анонимную бандероль с фотокопиями двух инструкций «МДжи-12» по поводу потерпевших крушение НЛО. Несколько лет спустя английский уфолог Тимоти Гуд также получил копии этих документов. Ни один из троих исследователей не обнародовал адрес отправителя полученных ими бандеролей, а оригинальные негативы пленок так и не стали доступными для изучения. Таким образом, нет возможности проверить подлинность этих примечательных документов.

    С другой стороны, было предпринято несколько попыток доказать, что бумаги «МДжи-12» - фальшивки. Ряд скептиков обратил внимание на нестандартную фразеологию и на датировку двух документов, но самым потрясающим стало открытие, сделанное вечно сомневавшимся Филипом Классом: подпись президента в одном из документов оказалась идентичной широко известной подписи Трумэна на одной банальной памятной записке, копию которой любой может легко получить в Национальном архиве. Одного этого открытия, особенно в контексте необычного происхождения документов «МДжи-12», оказалось достаточно, чтобы поставить под сомнение весь этот случай, хотя личность предполагаемого мистификатора так никогда и не стала известной. Уильям Мур признает, что многие уфологи подозревают его в подделке документов, полученных его партнером, но отрицает, что именно так все и обстояло.

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Мирабелли и другие "чудотворцы"

     

     

     

    М.Дэш

     

    "Таинственные феномены"

     

    Нечего и говорить, как редко фальшивки включают создание опыта необычного рода и даже целых новых философий. Гораздо чаще устраиваются мистификации, призванные укрепить уже существующую веру.

    В самом деле, скептик может указать, что почти вся история спиритизма и парапсихологических исследований полна такими обманами. Это уж слишком, но справедливости ради следует заметить, что был поставлен под вопрос истинный источник всех эффектных физических воздействий медиумов, которые помогли нам составить представление о том, каким должен быть спиритический сеанс - от столоверчения до извержения эктоплазмы. Многих из физических медиумов, даже самых уважаемых, хоть один раз в их карьере, но подлавливали на мошенничестве.

    Среди самых поразительных можно, пожалуй, выделить случай Эусапии Палладино - малообразованной итальянки из города Бари и первой из новой породы медиумов. Сирота, мать которой умерла, когда она была еще ребенком, а отца убили разбойники, отправилась в 1866 году на север и устроилась нянькой в Неаполе. Говорят, что парапсихологичес-кое общество открыло ее странным, но весьма подходящим образом, когда известный итальянский исследователь пси-явлений Дамияни присутствовал в Лондоне на одном сеансе, на котором вызвали духа по имени «Джон Кинг». Дух рассказал, что в Италии Живет сильный медиум, являющийся его перевоплощенной дочерью. Дух даже назвал улицу и номер Дома в Неаполе, где работала Палладино.

    После того как ее открыл Дамияни, Палладино Удивила всю Италию, дав серию сеансов, во время которых предметы двигались и левитировали, казалось, сами по себе, музыкальные инструменты игради сами и просто из воздуха материализовались фигуры. Палладино продемонстрировала и свою феноменальную способность удлинять свое тело, подрастая иной раз дюйма на четыре за сеанс. Подобные беспрецедентные чудеса вскоре привлекли внимание ведущих современных парапсихологов, и медиума стали приглашать проводить сеансы в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Большинство из них проводилось в темноте, что стало уже традиционным, но иногда и при вполне приемлемом свете. На некоторых сеансах исследователи держали Палладино за руки или даже привязывали ее к стулу, дабы исключить всякую возможность мошенничества, но она проделывала такие феноменальные вещи, что озадачивала известных и весьма квалифицированных участников сеансов. Один из них - Эрколе Кьяйя писал: «Эта женщина поднимается в воздух, какие бы путы не удерживали ее внизу. Она как бы возлежит на пустом воздухе словно на диване. Она играет на... органе, карильоне, бубнах, как если бы их касались ее руки или дыхание невидимых гномов. Если поставить в углу комнаты сосуд со слоем мягкой глины, через какое-то время в ней обнаруживается отпечаток маленькой или большой кисти либо лица, с которого можно сделать гипсовый слепок».

    Какими бы убедительными они ни казались, совершенно очевидно, что результаты, которых добивалась Палладино, аналогичны тем, которые получают фокусники с помощью ниточек или помощников, и ее много раз подлавливали на жульничестве. Во время ряда сеансов, состоявшихся летом 1895 года в Кембридже в присутствии известного эстрадного мага Дж.Н. Маскелайна, засекли, как медиум поднимала стол своей ступней и пользовалась свободной рукой для создания эффекта левитации предметов. Разоблачали ее и во время сеансов, устроенных позже в США.

    Надувательство Палладино раскололо мир парапсихологии.

    Скептические критики утверждали: поскольку некоего медиума хоть раз поймали на обмане, будет только справедливо предположить, что и в других случаях результаты были сфальсифицированы. Приверженцы медиума - в том числе, следует напомнить, и выдающиеся парапсихологи, которые поймали ее на жульничестве, - парировали не менее убедительно: сеансы Палладино разнились по качеству в зависимости от времени и места их проведения, и в ряде случаев они были свидетелями поистине необъяснимых странных вещей. Палладино, уверяли они, прибегала к обману, дабы не разочаровать пришедших на ее сеансы, когда ей не хватало «внутренней энергии» или в иных неблагоприятных обстоятельствах.

    Случай с Эусапией Палладино показывает, как мы уже имели возможность убедиться, что содержание практически любого сложного явления предполагает его подлинность и доказывает его поддельность. По прошествии долгого времени уже невозможно сказать, были ли парапсихологи, контролировавшие ее выступления и объявившие их хоть и «с перерывами», но подлинными (даже если кое-кто из чих и относился скептически к ее претензиям), обмануты или они посчитали делом вкуса верить или не верить. Самым разумным было бы предположить, что в тех случаях, когда обман был обнаружен хоть раз, следовало в дальнейшем ужесточить контроль и не истолкозывать сомнение в пользу подозреваемой.

    Справедливости ради следует сказать, что редкие медиумы могли сравняться с Эусапией Палладино в достижении физических эффектов во время спиритических сеансов. Одного из них - бразильского медиума Карлоса Мирабелли также время от времени ловили на обмане. Мирабелли приписывали способность писать автоматически на двадцати восьми языках, произносить в состоянии транса речи на двадцати шести языках, материализовать и дематериализовать твердые предметы к даже духов умерших, а также играть в бильярд без рук. Сегодня напоминанием о его способностях служит сделанная приблизительно в 1934 году фотография, на которой он якобы парит с широко разведенными в стороны руками в воздухе в своем доме близ Сан-Паулу.

    Изучение наилучшего из доступных отпечатков свидетельствует о ретушировании в месте непосредственно под туфлями медиума, из чего исследователи заключили, что Мирабелли вовсе не левитирует, а стоит на ступеньке стремянки в то мгновение, когда была сделана фотография. После его смерти репутация этого короля парапсихологов была низведена до такого уровня, что под сомнение было поставлено большинство его достижений. Физический медиумизм - почти забытое сегодня искусство. Один из последних английских медиумов, уверявших в своей способности материализовать на сеансах предметы (а специализировался он на розах), был застукан с цветами, спрятанными в отделений для батареек его магнитофона - прямое указание на то, что большинство, если не все исполнители этого трюка, были мошенниками.

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    • 4 місяця через...

    В конце 1970-х годов уфолог Пол Бенневиц из Нью-Мексико изучал случай предполагаемого похищения женщины с юным сыном. Будучи загипнотизированной, женщина вспомнила и само похищение, и подробности всего, что случилось затем. Ее с сыном доставили на подземную базу, рассказывала она Бенневицу, где они увидели кадку, заполненную жидкостью, в которой плавали части человеческого тела. На их глазах похитители подвергли вивисекции похищенного теленка - это происходило в самом конце эпопеи с увечьем скота, - а их самих подвергли медицинскому обследованию, во время которого в их тела имплантировались небольшие металлические предметы. То, что находилось в кадке, вспоминала она, «ужаснуло меня, вызвало тошноту и напугало до смерти».

    Бенневица особо заинтриговали эти странные импланты. Он посчитал, что инопланетяне - или ЭБС (сокращенно от «Экстра-биологические существа»), как он их называл, - полностью контролировали похищенных, и полагал вполне возможным доказать это путем обнаружения каких-либо электромагнитных сигналов, которые они передавали через импланты. Вскоре он уже был убежден, что улавливает низкочастотные передачи инопланетян и что ему удалось расшифровать их с помощью специальной программы, составленной им для своего персонального компьютера.

    Известные уфологи не очень-то серьезно восприняли теории Бенневица, особенно когда он объявил, что перевел достаточное количество закодированных посланий ЭБС, чтобы понять, что инопланетяне стояли за увечьями скота, а также убивали, расчленяли и съедали людей. Согласно утверждениям Бенневица, инопланетяне использовали полученные таким образом органы и кровь для продления собственной жизни и создания зловещей расы киборгов из частей человеческих и коровьих тел. Киборгов они собираются использовать для низведения человечества до положения рабов или скота.

    Больше того, Бенневиц и его сторонники уверяли, что американское правительство было в курсе происходившего и даже заключило с ЭБС секретное соглашение, в соответствии с которым инопланетянам разрешили держать свои подземные базы, увечить скот и даже похищать людей (хотя они и обязались предоставить американцам список людей, которых собирались похитить). В обмен американскому правительству обещали сообщить секреты технологии и оружия ЭБС. Но вскоре инопланетяне отреклись от своего обещания, и американское правительство уже не могло предотвратить похищения своих граждан и уничтожение их скота.

    Значительная часть исследованного Бенневицем материала была предоставлена ему сержантом Ричардом Доти из Управления специальных исследований ВВС США. Доти вскоре стал важнейшим источником якобы сверхсекретных документов американского правительства, касающихся тайны НЛО. Один из них содержал первое известное упоминание группы «Мэджестик-12». Известным уфологам, в том числе и Уильяму Муру, сообщили, что он представляет подпольную группу под названием «Птичник», образованную весьма осведомленными людьми, не согласными с тем, что американское правительство прикрывает тайну НЛО. Члены «Птичника» взяли себе подходящие кодовые клички (Доти, кажется, был известен под кличкой «Сокол») и уверяли, что могут предоставить убедительные доказательства что такое прикрытие действительно существует. Телевизионному продюсеру Линде Мултон Хауэ Доти сообщил, что может организовать показ поразительного секретного фильма о разбившихся летающих тарелках и о встречах людей и инопланетян и даже устроить интервью с одним пойманным уфонавтом известным как «ЭБС-3».

    Наверное, нет ничего удивительного в том, что Хауэ так и не показала никакого документального фильма об НЛО, по которому она заключила договор с кабельным телевидением, хотя Мур организовал в 1988 году появление «Сокола» и другого члена «Птичника» - «Кондора» в документальном фильме «Прикрытие НЛО? В прямом эфире!» Их внешность и голоса были изменены. Оба поведали несколько удивительных историй об ЭБС. Судя по их рассказам, инопланетяне полностью контролировали Зону-51, а пойманные американским правительством субъекты наслаждались самой разнообразной земной музыкой, особенно тибетскими напевами, и закусывали земляничным мороженым. Подобными показаниями два члена «Птичника» не только не подкрепили теорию заговора, выдвинутую Бенневицем, как ожидалось, но и подвергли ее осмеянию.

    Лишь в 1989 году Уильям Мур разъяснил суть дела Бенневица-Доти Хауэ. Он прилетел в Лас-Вегас, чтобы выступить на ежегодной конференции по НЛО, но отказался предоставить заранее текст своего выступления и настоял на том, чтобы ему не задавали никаких вопросов. Последнего условия он мог бы и не ставить, так как большинство собравшихся уфологов и так было ошеломлено его сообшением. Мур признался, что в 1980-1984 годы действовал как внештатный двойной агент разведслужб США и снабжал Доти и его начальство информацией о Бенневице и гражданской уфологической группе АПРО. Одновременно он помог организовать целый поток дезинформации, явно состряпанной Управлением специальных исследований ВВС США (УСИВВС) в распоряжение несчастного Бенневица, который не только поверил в нее, но и заработал нервное расстройство из-за полученных зловещих «разоблачений».

    Цель УСИВВС, очевидно, состояла в дискредитации эпопеи с похищениями людей инопланетянами, хотя некоторые уфологи, верившие в теорию заговора, пришли к мысли, что сами разоблачения Мура были частью кампании дезинформации. Мур оправдывал свои поступки, уверяя, что действовал заодно с УСИВВС в желании узнать побольше об операции прикрытия.

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    • 1 місяць через...

    Фотографии известного

     

     

    За полтора века с момента изобретения фотографии многие сотни моментальных снимков и фильмов были представлены в качестве доказательств существования чего угодно - от летающих тарелок до богов. Фотографические образы оказывали величайшее влияние не только потому, что в большей мере воздействовали на наше представление о чудовище Лох-Несса или, скажем, о Бигфуте, но и потому, что считаются лучшими доказательствами, нежели неподтвержденные свидетельские показания.

    Некоторые из наиболее интригующих фотографий были подвергнуты экспертизе и объявлены неподдельными или, по меньшей мере, не явно фальсифицированными. Однако остается спорным - в лучшем случае - представление о том, будто паранормальные фотографии доказывают что-либо. Сегодня дешевая компьютерная технология настолько облегчила изготовление самых изощренных фальшивок, что будет только справедливо заметить: вызывает подозрение - во всяком случае теоретически - любое доказательство в виде моментального снимка, сделанного, скажем, позже середины 80-х годов. Но и прежде существовало множество различных способов фальсифицировать фотографию, и было разоблачено такое огромное количество фальшивок, что невольно задумываешься, а есть ли вообще бесспорно подлинные фотографии.

    Большинство фотографических мистификаций построено на использовании всякого рода макетов или на технике двойной экспозиции. Первая годится для изготовления снимков внешне твердых объектов вроде чудовищ или НЛО, а вторая - для фотографий привидений и подобных им подделок. Редко, когда «шутник» ретуширует уже сделанный снимок или подделывает негатив, - да в этом обычно и нет необходимости, хотя именно отсутствие признаков подобной фальсификации и служит самым распространенным подтверждением подлинности фотографии.

    Двойная экспозиция использовалась еще в 1862 году для получения «фотографий духов», на которых участник спиритического сеанса появлялся в окружении духов умерших. Уильям Мамлер из Бостона первым прибег к подобным жульническим трюкам, и их проделывали вплоть до 20-х годов нынешнего столетия. Первоначально Мамлер пытался проявить на фотографии своего клиента образ доктора Гарднера, в котором участник спиритического сеанса узнавал своего покойного кузена. Позже он признавался, что эту фигуру на снимке изображала живая фотомодель. Мамлер и его подражатели продолжали делать множество схожих фотографий, на которых «духи» обычно получались крайне расплывчатыми или закутанными с головы до пят в просторные одежды. На некоторых фотографиях запечатлены задрапированные фигуры с гротескными лицами, явно сделанными из папье-маше. На современный взгляд многие «спиритические» фотографии настолько грубы, что трудно вообразить, что хоть кого-то они могли ввести в заблуждение. Но немало спиритов принимало их всерьез, а другим они приносили утешение.

    Мода на спиритические фотографии в XIX веке имела свое продолжение в ставшем известным в начале следующего столетия «деле эльфов Коттингли» - серии фотографий, которые схожим образом оскорбляли здравый смысл, но одновременно оказалось удивительно трудно отвергнуть их как мистификацию. Фотографии эльфов были сделаны в 1917 и 1920 годах кузинами Элси Гриффите и Фрэнсис Райт в рощице близ Коттингли в графстве Йоркшир. Коттингли обычно называют деревней, что придает особое сельское очарование фотографиям. К 1917 году это была самая большая «деревня» в Англии (у нее даже была собственная мэрия), а фактически пригород промышленного города Брэдфорда. Элси и Фрэнсис, соответственно шестнадцати и десяти лет сделали свои два первых снимка на фотопластинках. Спустя несколько лет они сделали еще три снимка как они сами рассказывали позже, потому что родители Элси отказывались поверить в их рассказы о встречах с эльфами в лесистой рошине.

    Первые две фотографии были сняты в июле и сентябре 1917 года: на одной Фрэнсис наблюдает за труппой танцующих фей, а на другой Элси (со сверхъестественно удлиненными пальцами) любуется танцем гротескного гнома. Первую фотопластинку проявил в своей любительской темной комнате Артур Райт в тот же вечер, когда она была снята, но изображенное на ней не произвело на него никакого впечатления. Он подозревал, что девочки «что-то задумали», и его подозрения лишь укрепились после проявления через пару месяцев второй фотографии. Мать Элси, теософка, оказалась менее подверженной сомнениям - ей хотелось верить, что дочь говорит правду.

    В конце концов она показала фотографии друзьям на собрании местного теософического общества. Затем это дело попало в поле зрения председателя лондонской ложи имени Блаватской Эдварда Гарднера. В свою очередь, он передал две фотографии Артуру Конан Дойлю - не только создателю Шерлока Холмса, но и известному спиритуалисту, который и заплатил летом 1920 года за предоставление девушкам суперкамеры. С ее помощью они получили еще три изображения. На одном запечатлена фея в прыжке рядом с лицом Фрэнсис; на другом фея протягивает Элси букетик цветов; на третьей, наименее четкой из пяти фотографий, можно разглядеть то что девушки назвали «приютом фей», а Гарднер - «загорающими феями».

    Фотографии из Коттингли получили всеобщую известность в декабре 1920 года, когда Конан Дойль опубликовал о них статью в рождественском номере журнала «Стрэнд». Через несколько месяцев появилась еще одна заметка, в которой обсуждалась вторая серия снимков, и возникла дискуссия. Известность Конан Дойля убедила одних в достоверности фотографий, другие же разоблачали их как явную подделку. С точки же зрения семейств Райтов и Гриффитсов стало ясно, что дело зашло слишком далеко, чтобы Элси и Фрэнсис пошли на попятную и признались в обмане... если таковой имел место.

    Ну разумеется, фотографии из Коттингли были фальшивками, притом весьма простенькими. Эльфы были вырезаны из бумаги и наколоты на шляпные булавки. (При внимательном рассмотрении можно было увидеть кончик одной булавки, торчащий из живота гнома. Конан Дойль заметил ее в 1920 году и предположил, что это пупок существа - доказательство того, что и в сказочном царстве процесс рождения не отличается от нашего с вами.) Одни из сказочных существ были нарисованы Элси, оказавшейся весьма способной художницей; другие - вырезаны из изданной во время войны «Подарочной книги принцессы Марии» и украшены пририсованными крыльями. (Это объясняло подозрительно современные прически фей и покрой их платьев, явно принадлежавший двадцатому веку.) Снимок «приюта фей» получился в результате случайной двойной экспозиции.

    Лишь в 1981 году Элси (ей к тому времени уже исполнилось восемьдесят лет) и Фрэнсис признались в мошенничестве, хотя доказательство подделки можно было обнаружить с самого начала на самих фотографиях. На первой фотографии, где Фрэнсис окружена танцующими феями, на заднем плане виден смазанный каскад, ниспадающий в ручей Коттингли. Крылышки же и тела фей не были смазаны - значит, они не двигались, пока делался снимок. Стало очевидным, что фотографии были тщательно «поставлены», вопреки тому, что рассказывали девочки, а некоторые из них еще и подретушированы.

    Сага о феях из Коттингли фигурирует среди наиболее поучительных надувательств. Устроенный Элси и Фрэнсис простенький, по существу, обман прожил столь долгую жизнь благодаря любопытному стечению обстоятельств, многие из которых присутствовали и в других случаях. Начнем с того, что даже сомневавшиеся признавали, что девочки казались слишком юными и неопытными, чтобы сфабриковать подобные фотографии. Два снимка 1917 года были первыми, сделанными Элси и Фрэнсис, а специалисты из компании «Кодак» признали, что фотографии могли быть подделаны, но не поверили, что две девчушки из йоркширской деревни обладали необходимыми знаниями и способностями для изготовления подобных подделок.

    Последнее стало одним из главных аргументов тех, кто поверил в подлинность фотографий эльфов. Другой опирался на выводы Хэролда Снеллинга - эксперта, с которым проконсультировался Гарднер.

    Получив фотографию Фрэнсис с танцующими феями, он внимательно изучил ее и уверенно объявил: «фотопластинка была экспонирована один раз. Эти танцующие фигурки не сделаны из бумаги или какой-либо ткани; не были они и нарисованы на заднем плане, проявившемся на фотографии. Больше же всего меня поражает то, что все эти фигурки двигались во время съемки».

    Ретроспективно можно предположить, что главным образом подобная экспертиза - в сочетании с настойчивыми уверениями кузин, что фотографии подлинные, - помешала заметить явные следы мистификации гораздо раньше, чем это было сделано.

    После 1920 года не раз возникали практически аналогичные ситуации. Так, в 1970 и 1980 годах один из наиболее ярких современных знатоков мира чудовищ, странствующий маг и мастер развлечений по имени Тони «Док» Шиле представил собственные фотографии сказочных персонажей, а также целые комплекты фотографий, якобы изображавших морских змей и чудовищ из разных озер. «Док» объяснил свой поразительный успех, уверяя, что «поднимал» зверей с их лежбиц психическими усилиями, и настаивал на подлинности своих фотографий столь убедительно, что часть из них была опубликована в книгах и журналах, посвященных неведомому.

    В 1992 году очаровательные розыгрыши Шилса были наконец разоблачены издателем «Стрейндж мэгезин» Марком Чорвински, доказавшим, что тот фальсифицировал, по крайней мере, часть своих моментальных снимков, фотографируя пластилиновые макеты на стекле. Чорвински указал также, что его трюки были вполне предсказуемы, поскольку «Док» опубликовал несколько книг, в которых защищал мистификацию и излагал методики фальсификации. Так как эти издания расходились среди фокусников, а не среди анималистов, они не привлекли того внимания, которого заслуживали. Короче говоря, «дело Шилса» еще раз показало, что даже самые, казалось бы, искренние очевидцы могут оказаться мистификаторами.

    Не следует забывать и о возможности подделать кинокадры с той же легкостью, что и моментальные снимки незнаемого. Некоторые из ранних фильмов о чудовище Лох-Несса, сделанных оператором кинохроники Малькольмом Ирвином в 1933 и 1936 годы, снимались, судя по всему, с использованием макетов, буксировавшихся по воде. (Опять же Ирвину дьявольски повезло запечатлеть дважды на кинопленке чудовище, что должно было бы вызвать подозрения гораздо раньше.) Никогда не смолкали слухи о том, что самый, пожалуй, убедительный из всех «чудовищных» фильмов - двенадцатисекундный ряд кинокадров, снятых в 1967 году Роджером Паттерсоном и Роджером Гимлином шестнадцатимиллиметровой камерой и якобы показывающих взрослого Бигфута, запечатлел на самом деле «человека в обезьяньем костюме».

    Мистификация - если речь все же идет о ней - представляется довольно утонченной, ибо на пленке явно запечатлена самка «Большой ноги» с отвисшими грудями. Ряд аналитиков указывал на реалистично выглядящую игру мускулов под шкурой, а Паттерсон и Гимлин подкрепили достоверность своего фильма несколькими гипсовыми слепками отпечатков ног, оставленных этим существом. И все же интересующийся Бигфутом антрополог Джон Ней-пьер утверждает, что в походке йети нет ничего, что не мог бы имитировать человек. Проведенное Марком Чорвински повторное исследование слухов об обезьяньем костюме подтвердило, что профессиональные гримеры Голливуда в целом считают этот фильм розыгрышем.

    В этих обстоятельствах представляется логичным, что фотографии и фильмы о неведомом во всяком случае должны быть подкреплены другими доказательствами, что происходит нечто странное и что собранные многими парапсихологами и уфологами архивы и досье нуждаются в срочном переосмысливании.

     

    Постоянное жульничество

     

     

    На протяжении многих лет захватывающий парад розыгрышей и фальшивок окрашивал наше восприятие странных явлений. Миллионы людей, ни разу не присутствовавших ни на одном спиритическом сеансе, представляют его себе как спектакль физического медиумизма со столоверчением и испусканием эктоплазмы. Десятки тысяч воображают себе Лох-Несское чудовище этаким элегантным длинношееим зверем как на картине Сэрджена. Хотя уфологи и считали нелепыми кошмарные видения Бен-невица и Лира, средства массовой информации продолжали разжевывать их теории алчущей публике. Было бы легко просто-напросто осудить подобные фальшивки как опасные и безответственные выходки и потом забыть о них. Но это означало бы пренебрежение той важной истиной, что между мистификатором и его публикой существует странная связь.

    Каждый обман удовлетворяет определенную потребность. На границе реального это подчас потребность в доказательстве, в эффектном подтверждении существующей надежды или укоренившейся веры: Конан Дойль и его спиритуалисты жаждали верить в паранормальные существа, а сказочные фотографии из Коттингли давали искомое доказательство. Порой же речь идет о такой простой вещи, как потребность в чем-то волнующем: ужас предположения Пола Бенневица о том, что инопланетяне охотятся за человеческой плотью с ведома и одобрения тех самых лиц, которые призваны защищать нас, стимулирует гораздо сильнее, нежели размышления о еще одном непостижимом случае с «огнями в небе».

    И все же одного этого мало для хорошего розыгрыша. В очерке, посвященном пятидесятилетию так называемого «Филадельфийского эксперимента», уфолог Жак Балле назвал целых тринадцать дополнительных факторов, сделавших историю Карла Аллена столь памятной, начиная с поразительного, но вполне поддающегося проверке центрального факта: допущение, что эсминец «Элдридж» сделали невидимым и затем телепортировали на расстояние. Балле также подчеркнул значение интересных свидетелей (неуловимый «Карлос Альенде» был, без сомнения, одним из самых необычных и убедительных свидетелей) и даже, можно сказать, «авторитетных свидетелей». В конце концов репутация Эусапии Палладино опиралась как на всеобщую осведомленность о том, что ее способности проверяли и признаки истинными известные ученые, так и на опытах, которые она устраивала.

    Сказывается и драматическое продолжение: второй комплект сказочных фотографий из Коттингли оживил интерес к первому точно так же, как и приезд Лира и Доти придал некоторую достоверность ничем иным не подкрепленным утверждениям Пола Бенневица. Как и любой намек на официальную засекреченность или предположение, что главный свидетель рискует всем, разоблачая подобное прикрытие. Как указывает Балле, «находясь в бегах, Карлос Альенде вызывал большее доверие в сравнении с тем, которым он пользовался бы, будучи, скажем, хозяином аптеки в Толедо или менеджером торговой сети в Таксоне».

    И, наконец, чтобы быть успешными и правдоподобными, розыгрыши не должны казаться выдумкой людей. Те, кто верит, что «письма с Уммо» были подлинными посланиями людей с другой планеты, указывают на содержавшиеся в них пространные технические описания внеземной физики, вроде бы опередившей нашу собственную. Пьющие статуи Ганеши поглощали молоко на глазах сотен верующих. Несколько экспертиз фотографий «Дока» Шилса не дали определенного доказательства фальсификации.

    Многие из отвечающих этим критериям мистификаций были разоблачены на протяжении последних лет, но вполне вероятно, что еще очень многие остаются невскрытыми. Вывод может быть только один: читатель, поберегись!

    Змінено користувачем ЮХА
    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    • 6 місяців через...

    Мистика или судьба? Как объяснить загадочные совпадения

     

     

    В жизни каждого случаются невероятные совпадения. Встреча в самом неожиданном месте с человеком, которого никак не ожидал там встретить. Событие, которое случилось в тот же день и час, что и другое, очень на него похожее. Мистические совпадения происшествий и имен в жизни различных людей. Вариантов множество. И иногда самых отъявленных материалистов берут сомнения, что все это - игра вероятности, которая целиком на совести той рулетки, что заправляет нашей жизнью. Объяснить загадочные совпадения пытались многие выдающиеся умы.

     

    Интеллектуальный людоед в исполнении Энтони Хопкинса из "Молчания ягнят" ловко расшифровывал любые загадки. Но неизвестно, сумел бы он решить ребус, случившийся однажды в реальной жизни самого сэра Хопкинса. Событие невероятное настолько, что даже в кино в него не поверишь. Как-то актер получил главную роль в фильме "Девушки с Петровки". Но ни в одном книжном магазине Лондона книги, по которой написан сценарий, не нашлось. И вот по дороге домой в метро он увидел на лавочке именно эту, забытую кем-то книгу с пометками на полях. Через полтора года на съемках Хопкинс познакомился с автором романа, который пожаловался, что послал свой последний авторский экземпляр с ремарками на полях режиссеру, но тот потерял его в метро...

     

    Другой случай, вошедший в анналы всех разведок мира. Незадолго до высадки десанта союзников в Нормандии в 1944 году в английской "Дейли телеграф" был опубликован кроссворд, ответами на который были глубоко зашифрованные коды ключевой в ходе Второй мировой войны операции. Вплоть до названия секретной операции "Overload". Вся английская разведка в поисках немецкого супершпиона нагрянула в газету. Выяснилось, что кроссворд составлял невинный школьный учитель, вроде старика Синицкого из "Золотого теленка", который пробавлялся этим уже 20 лет.

     

    28 июля 1900 года король Италии Умберто I ужинал в ресторане в городе Монза. Выяснилось, что хозяин заведения - почти абсолютный двойник короля. Мало того, ресторатора звали Умберто, его жену - как королеву, ресторан был открыт в тот день, когда короновали короля. На следующее утро ресторатор Умберто был застрелен при загадочных обстоятельствах. Несколькими часами позже анархист застрелил короля Умберто I.

     

    Можно ли объяснить случайным совпадением трагическую судьбу американских президентов, избранных в год, который заканчивается нулем? Линкольн (1860), Гарфилд (1880), Маккинли (1900), Кеннеди (1960) были убиты, Гаррисон (1840) умер от воспаления легких, Рузвельт (1940) - от полиомиелита, Хардинг (1920) перенес тяжелый инфаркт. Покушение было совершено и на Рейгана (1980). Теперь в Белом доме Буш (2000). Можно ли счесть случайностью задокументированный эпизод: любимый будильник папы Павла VI, который исправно на протяжении 55 лет звонил в 6 утра, вдруг сработал в 9 вечера, когда папа скончался...

     

    Разум не в состоянии примириться с тем, что такие совпадения не более чем игра случайностей. Над разгадкой совпадений размышляли многие светлые умы, начиная с выдающегося философа эпохи Возрождения Пико делла Мирандолы, считавшего все объекты в мире частью единого целого, которое иногда разъединяется, иногда соединяется вновь. При всей наивности этой картины современные теории в принципе лишь ее дополняют. В XIX веке Артур Шопенгауэр отрицал случайность совпадений и полагал, что они являются следствием мировой гармонии, которая приводит к взаимопересечению людских судеб.

     

    В проблеме пытался разобраться один из основоположников квантовой физики нобелевский лауреат Вольфганг Паули, который с этой целью объединил усилия с выдающимся психологом Карлом Густавом Юнгом. Паули сформулировал ключевой принцип теоретической физики, согласно которому две частицы не могут находиться в одинаковом квантовом состоянии. Юнг известен своими теориями о коллективном бессознательном. В толковании совпадений Паули с Юнгом изготовили некий гибрид своих теорий, опубликовав работу "Синхронность, или принцип случайной связи". Теория Паули-Юнга трактовала совпадения как проявления пока неустановленного универсального принципа, который связывает воедино все физические законы. С этой точки зрения такие загадочные явления, как случаи телепатии и предвидения будущего, тоже могут быть отражением единых физических закономерностей на внешнюю сторону человеческой жизни.

     

    - Мне не раз приходилось размышлять над природой странных совпадений в нашей жизни, - говорит заведующий отделом теоретической физики Математического института им. Стеклова РАН академик Андрей Славнов. - Но я ни разу во всех этих любопытных историях не встречал статистически достоверного анализа вероятности подобных совпадений. А это для научной обоснованности всех размышлений сделать необходимо в первую очередь. Пока все выглядит привлекательно, но статистически не слишком достоверно. Необходимо взвесить все факторы, влиявшие на возможность совпадения, и в итоге вероятность может быть не такой уж малой. Очень часто бывает так, что при проверке фактов независимая экспертиза обнаруживает, что даже честно работавшие люди делали ошибки, неправильно записывали факты. В истории науки таких эпизодов немало. Однажды, к примеру, в эксперименте был обнаружен магнитный монополь (аналог однополюсного электрического заряда, в то время как все магниты имеют два полюса). Но никогда больше этот результат не повторился. Что касается теории Паули, то современной теоретической физике универсальный принцип, регулирующий совпадения и предвидение будущего, неизвестен. Думаю, это благодатная почва для лженауки. Хотя воображение подобные истории волнуют.

     

    Может быть, физики еще не все знают об устройстве нашего мира? В вишневом пироге, это подтвердит любая кухарка, ягоды никогда не распределяются равномерно. Этот феномен в теории вероятностей называется кластерный эффект - независимые объекты имеют тенденцию сбиваться в кучу. Получается, что совпадения неизбежны, просто ни один самый умный математик предсказать их не может.

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    • 1 місяць через...

    Выдумки чистой воды.

    Оказывается, нельзя верить многим историческим свидетельствам. События, вошедшие в историю, но в действительности никогда не происходившие, крылатые слова, никем не произносившиеся, геройские поступки, которых никто не совершал, бесчисленные легенды - многие из них собраны в уникальной книге, вышедшей еще в 1882 году.

     

    Ее написал по-немецки англичанин, родившийся и выросший в сегодняшней Клайпеде, сын британского консула и банкир Харт Хертслет. Сейчас в этой книге 450 страниц, а на обложке стоят два имени - Уильяма Льюиса Хертслета и современного историка Вингфрида Хоффмана.

     

    Оказывается, что гордая реплика Галилея "А все-таки она вертится" - чистая выдумка. Первое упоминание об этих словах встречается в записках аббата Августа Симона Израэли, написанных через 120 лет после смерти Галилея. Вымыслом является и то, что ученого пытали в застенках инквизиции. Пока шло следствие, Галилей жил во дворце флорентийского посланника, и приговор был очень мягким. Он фактически свелся к домашнему аресту в солнечной Флоренции и к покаянным молитвам.

     

    Досталось и легенде о потемкинских деревнях. В 1787 году Екатерина II отправилась со свитой в Крым. Среди гостей императрицы, которых она пригласила в Тавриду, были, например, французский посланник и несколько немецких герцогов. Вела путевые заметки, писала письма и сама императрица. И ни в одном из этих документов нет даже упоминания о разукрашенных декорациях. В конце концов и сама Екатерина, и иностранные дипломаты не могли бы не заметить показухи, если бы она действительно была. Выражение "потемкинские деревни" вошло в обиход позже благодаря саксонскому дипломату Эссену, который писал биографию Потемкина, сидя в Петербурге и используя порою самые невероятные слухи, которым за границей верили: чего, мол, только не бывает в этой непостижимой стране!

     

    Уильяме Льюис Хертслет особенно скептически относится к афоризмам, якобы сказанным на смертном ложе. И приводит конкретные примеры.

     

    Известная фраза "И ты, Брут!", сказанная Юлием Цезарем в момент, когда на него напали убийцы, среди которых был и Брут, вряд ли могла быть произнесена. В тело Цезаря одновременно вонзилось столько кинжалов, что он должен был умереть мгновенно.

     

    День взятия Бастилии считается национальным праздником Франции. В действительности же так называемый штурм Бастилии 14 июля 1789 года представлял собой трагикомический фарс. "Оплот тирании" был окружен немногочисленной толпой, состоявшей по большей части из мародеров, мечтавших чем-нибудь поживиться. После того как были разграблены конюшни и кухня и обе стороны немного постреляли, комендант открыл ворота, и на свободе оказались все узники Бастилии - семь человек: четверо аферистов, подделывавших документы, юный последователь маркиза де Сада, заключенный в крепость по настоянию родственников, и двое сумасшедших. Последних пришлось уже на следующий день снова изолировать от общества в психиатрической больнице.

     

    Судя по книге Хертслета, Франция конца XVIII и первой половины XIX века - самая легендарная глава всемирной истории. Ни одна эпоха не породила такого количества мифов, и особенно много их связано с личностью Наполеона, Причем немало из этих небылиц сочинил... он сам!

     

    Великий полководец и император очень любил позировать для живописных полотен. Одна из таких картин представляла Бонапарта, героически преодолевающего на горячем скакуне в жуткий снежный буран смертельно опасный перевал Сентбернар. На самом деле тогда стояла прекрасная погода. Кроме того, как пишет Бонапарт в своих мемуарах, на опасных участках он ехал на ослике, которого ему одолжил настоятель одного из монастырей.

     

    Популярную легенду о том, что Наполеон проиграл русскую кампанию 1812 года из-за суровых морозов, тоже сочинил он сам. По сохранившимся данным метеорологических наблюдений, осень 1812 года была в России теплее, чем обычно, а к зиме судьба кампании была уже решена. Причины поражения другие: стойкость русских солдат, умная тактика командования и плохая подготовка французов к наступлению.

     

    Вот и верь после этого учебникам истории и историческим картинам!

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    ×
    ×
    • Створити...

    Важлива інформація

    Використовуючи цей сайт, Ви погоджуєтеся з нашими Умови використання, Політика конфіденційності, Правила, Ми розмістили cookie-файлы на ваш пристрій, щоб допомогти зробити цей сайт кращим. Ви можете змінити налаштування cookie-файлів, або продовжити без зміни налаштувань..