Перейти до змісту
  • Кіно
  • Контроль, Momentum Pictures / Becker Films International


    jamper

    Рекомендовані повідомлення

    Драма
    Momentum Pictures / Becker Films International

    "Лучший дебют", "Лучший фильм", "Лучший европейский фильм", "Двухнедельник режиссеров", Канны 2007
    Премия BAFTA (Карла Формана) за достижения за дебют
    "лучший британский независимый фильм", "лучший режиссёр" Антон Корбайн,
    "лучшая роль второго плана" Тоуби Кеббел, "лучший дебютант" Сэм Райли,
    премия Дагласа Хикокса "лучшему режиссёру-дебютанту" Антону Корбайну
    British Independent Film Award 2007
    Приз за лучшую мужскую роль Сэму Райли на Международном кинофестивале в Чикаго 2007
    Приз за лучший полнометражный британский фильм на Международном кинофестивале в Эдинбурге 2007
    Приз ФИПРЕССИ как лучшему фильму на кинофестивале в Гамбурге 2007
    Лучший фильм на Международном кинофестивале в Мельбурне 2007
    Особое упоминание на кинофестивале в Стокгольме 2007
    Приз Сэму Райли за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Братиславе 2007
    Приз лондонских кинокритиков "за достижения в актёрской игре" Сэму Райли
    2007

    http://www.arthouse.ru/img/nnnnnn.gifМировая премьера:
    22 мая 2007 г.
    Российская премьера:
    20 марта 2008 г.


    Постеры к фильму:
    http://www.arthouse.ru/posters.asp?id=242
    В ролях
    Сэм Райли (Иен Кертис)
    Саманта Мортон
    Александра Мария Лара

    Режиссер
    Антон Корбайн
    Кадры фильма:
    http://www.arthouse.ru/photos.asp?id=242

    » Интервью «

    Интеврью с Антоном Корбайном
    ИсточникИсточник: Леонид Александровский, GQ (апрель), 01.04.2008

    Голландский бог celebrity-фотографии приехал в Москву единым в двух лицах: открыл выставку в ММСИ и презентовал свой кинодебют "Контроль".

    "Контроль" — чрезвычайно чувственная трагедия, посвященная короткой ослепительной жизни Иэна Кертиса — легендарного рокера-самоубийцы. Ты ведь из-за его музыки почти 30 лет назад снялся со своего тюльпанового гнезда и отправился строить судьбу в великий лондонский Вавилон.

    Да, Кертис и его Joy Division были моими путеводными звездами. Они изменили мою жизнь, когда я был молод, и они вновь изменили ее сейчас, когда мне за 50 — согласись, ситуация редкая. Одна из первых фотографий, сделавших меня известным — четверка Joy Division, стоящие у эскалатора лондонской подземки. Квартет бесстрашных путешественников на границе ада. Теперь эта же история нисхождения Иэна Кертиса в ад сделала меня кинорежиссером. Я вошел в адскую реку дважды.

    Я обалдел от перевоплощения абсолютно неизвестного актера Сэма Райли в Кертиса — это практически реинкарнация. Где ты его откопал?

    Не скрою, поиск был ужасно выматывающим. Кертис — поп-икона с очень мрачной аурой, и многие бояться вступать с ней в контакт. Она отпугнула Джуда Лоу и еще массу актеров, с которыми я общался. В итоге, мы провели открытый кастинг в североанглийских городах, и Райли пришел на один из них. Когда я увидел его на пленке, испытал примерно те эмоции, о которых ты говоришь — с той стороны кадра на меня смотрел Иэн Кертис. Райли из Лидса, а мне было важно, чтобы актеры происходили из того же региона, что и персонажи — в Англии очень внимательно относятся к таким вещам.

    Ну, конечно, милый городок Лидс. Помню, когда я там очутился, первое, что увидел, покинув вокзал, была бомжиха, тащившая по безлюдной улице огромный телевизор. Когда мы поравнялись, она, обнажив единственный кривой зуб, попросила у меня закурить...

    По-моему, очень русская зарисовка!

    Ладно, в Москве такого не увидишь.

    Если бы мне надо было нарисовать в воображении образ деревенской России, я бы что-то похожее представил.

    Кажется, ты вообще недолюбливаешь Москву. В Питер приезжаешь постоянно, а Москвы, такое впечатление, чураешься.

    Понимаешь, Петрый Первый учился строить корабли в Заандаме, а я люблю смотреть на Неву с балкона голландского консульства на Английской набережной. С Петербургом у меня гораздо больше внутренних сплетений, чем с Москвой. Там гораздо проще сорваться с места с камерой в руках и просто отправиться щелкать город.

    Не знаю, Москва тебе, по-моему, больше подходит. Ты же "достиг высшей власти" как фотограф. По твоему приказу Мел Гибсон готов пасть ниц и яростно отжиматься, словно ты — сержант, а он — салага, а Макгрегор — сосать палец Кэмерон Диас! Спрашивается, зачем им все это? Это ведь даже не паблисити — того же Гибсона на твоем фото никто бы не узнал узнал, если бы не подпись под картинкой.

    Все хотят вылезти из своей шкуры и попробовать что-нибудь новое. В кино им это почти никогда не удается; крупные кинозвезды, да и музыканты — абсолютные рабы своего коммерческого образа. Поэтому, когда им выпадает шанс сменить пластинку, пусть под руководством странного двухметрового голландца — они это с легкостью сделают и денег не возьмут.

    Каков вообще, по-твоему, удельный вес таланта у большинства звезд, с которыми ты работал? Я вот смотрел на актеров, изображающих у тебя Joy Division, и меня не покидала мысль: "Они ведь, однако, ничуть не уступают оригиналу".

    Я и сам был потрясен — Райли никогда не слышал Кертиса, он фанат ритм-н-блюза и Литтл Ричарда, в частности. Актер, игравший гитариста, впервые взял аккорд на гитаре за два месяца до съемок. Для меня это — феномен рок-музыки в миниатюре; на примере моих актеров легко понять, что для того, чтобы стать рок-музыкантом, главное желание, а не умение. Желание и харизма. Умение придет само. После Sex Pistiols только такие люди, по сути, и делали великую музыку.

    Продолжаем разговор о талантливых дилетантах. Насколько Иэн Кертис — это ты? Понятно, что это биография конкретного музыканта, но ты же любишь притворяться мертвыми рок-идолами — как в твоей книге "a.somebody", где ты гримировался Хендриксом, Бобом Марли, Кобейном итд. Кертис — это твоя мадам Бовари?

    Когда в первой сцене Иэн приходит домой с виниловым диском под мышкой, проходит по квартире, игнорируя всех и вся, идет в свою комнату, ложится на кровать, включает музыку, зажигает сигарету и начинает сладостно источать ненависть к миру за стенами этой комнаты — это чистый я в молодости. Для меня пластинка Дэвида Боуи, как и для Кертиса, была настоящей реальностью, а все остальное — навязчивой химерой. Это мой точный автопортрет начала 70-х.

    Ты тоже всерьез думал о самоубийстве?

    Нет, что ты. Самоубийство — удел гениев, а я просто чертовски талантлив!

    В фильме эпилептические припадки Кертиса показаны очень натуралистично — такое впечатление, что актер изучал пластику эпилептиков и даже звуки, которые они издают во время приступов.

    Райли оставался на ночь в центре для эпилептиков и наблюдал за припадками. Невозможно перевоплотиться в персонажа, не войдя в его тело. Во время съемок эпилептических сцен на площадке был доктор, который, как учитель вождения, давал нам указания: тут все правильно, а вот тут дрыгайте левой ногой чуть поэнергичнее. Нам приходилось переснимать целые сцены из-за его ремарок.

    У меня сложилось впечатление, что ты дистанциируешься от своего фотографического стиля в фильме, но он вдруг выскакивает, как чертик из корбки, в самых переломных драматических узлах фильма.

    Конечно, очень трудно перестать быть фотографом, снимая кино. Это гораздо сложнее, чем перестать быть фотографом, когда снимаешь клипы, которые часто — просто ожившие фотографии. Кино должно визуализировать более тонкие психологические состояния. Главное отличие кино от моих фото — я никогда не использую свет при фотосъемках, ты сам наблюдал. В этом смысле кино — это всегда вторжение сверхразума, который направляет свет. Фото, даже более-менее постановочное — это всегда реальность.

    В фильме ты часто снимаешь одинокую фигуру Кертиса с рюкзаком на плече на фоне типовых застроек Мэкклсфилда с той же тоской и ностальгией, с которой Джон Форд снимал Джона Уэйна в "Искателях".

    Совешенно точно. Музыкант, возвращающийся домой после гастролей — это для меня всегда солдат, вернувшийся с войны. Вновь вписаться в течение "мирной" жизни для большинства из них — невыполнимая задача.

    Естественно, фильм пронизывает конфликт между художником-гением и засасывающем бытом, о который разбивается не только любовная лодка, но и, так сказать, лодка самой жизни. Типичная романтическая оппозиция, которая до сих пор очень популярна. По-моему, этот конфликт вполне актуален и для тебя, ведь жизнь фотографа — сплошное кочевье.

    Ну да, моя жизнь далеко от нормальной. Я тоже женился и развелся очень рано, после чего в моей жизны были лишь герлфренды... Мне повезло — у меня нет детей, мне удалось увернуться от этой ситуации. Замкнутость в маленьком городке с детьми в бытовом кошмаре — это такая чисто британская драма.

    Может ли, по-твоему, художник вести нормальную жизнь? Мне на ум приходит твой друг Боно — рок-звезда с большой буквы, у которого, тем не менее, жена, с которой они вместе со школьной скамьи, куча детей и семейный замок под Дублином.

    При всем при этом я бы не назвал жизнь Боно нормальной, ни в коей мере. Его никогда нет дома, он всегда в разъездах, это самый занятой человек в мире. Но ему удалось внести в свою жизнь твердую структуру, и именно это отличает его от всех других рок-музыкантов, которых я знаю. Он не сидит вечерами дома у камина, он все время выступает, работает в студии, продвигает свои бесконечные благотворительные акции. Я не понимаю, откуда у него берется энергия. В восемь утра он уже на ногах, а ночами болтает с горожанами в пабе. Боно — исключение из всех правил. Я не понимаю, откуда у него берутся силы. Кокаин он точно не нюхает.

    Боно, в отличие от Иэна Кертиса, овладел искусством контроля, которому ты посвятил фильм. А как ты сам контролируешь свою жизнь?

    Я думаю, что на самом деле течение жизни контролировать невозможно. Более того, это неинтересно. Надо лишь быть уверенным, что все не развалится на куски, после чего полностью отдаться течению. В моей жизни постоянно происходят безумные развороты на 180 градусов, и я всегда принимаю их с радостью и любопытством. С возрастом время становится наиболее важной составляющей жизни, поэтому часто не получаться посвятить достаточно времени даже тому, что тебя действительно интересует. В молодости я мог ждать два дня, чтобы сфотографировать кого-нибудь. В последние годы я стал гораздо нетерпеливее. Сейчас, боюсь, я больше не смогу ждать два дня, чтобы сфотографировать кого бы то ни было.



    Оказался друг

    Журнал «Weekend» № 10(56) от 21.03.2008
    Фото: 1 из 4

    открыть галерею ...открыть галерею ...открыть галерею ...
    любовался Сергей Полотовский

    В насквозь провинциальном Манчестере 1970-х живет симпатичный паренек (Сэм Райли). Ходит в школу, пробует феназепам, слушает Дэвида Боуи и Лу Рида, отбивает у приятеля девушку (Саманта Мортон). Женится. Работает клерком на бирже труда, терпеливо помогая землякам решать соцвопросы. Сиживает по пабам, заводит любовницу-бельгийку. Жена, конечно, дура, но не полная идиотка. Начинаются семейные сцены, скандалы, уходы-возвращения. Параллельно парня время от времени скручивает эпилепсия. А потом как-то все накатило: денег нет, с бабами не разобраться, здоровье ни к черту. В общем, он взял и повесился. Его звали Йен Кертис. Он пел в немаловажной группе Joy Division. Ему было двадцать три года.

    Это первый кинофильм Антона Корбайна, знаменитого фотографа и клипмейкера. Тридцать лет назад он начинал с фотографий тех самых Joy Division и, можно сказать, долго вынашивал этот проект, фильм о мертвом друге. У него было время подумать, и он придумал все правильно. "Контроль" показательно выпадает из жанра рок-байопика вроде "Дорз" (1991) Оливера Стоуна или даже "Круглосуточных тусовщиков" (2002) Майкла Уинтерботтома, где Сэм Райли играл другого юного манчестерского музыканта Марка Смита из The Fall. Намеки на тогдашнюю рок-н-ролльную ситуацию разбросаны тут и там, куда ж без них, но тактично ненастойчивы. Корбайну нужна не младоикона пост-панка, а конкретный случай мелодрамы, перерастающей в трагедию.

    При этом все вехи и анекдоты на месте. И эпизод, когда в пабе Йен Кертис выматерил экстравагантного продюсера и телеведущего Тони Уилсона за нежелание выпустить Joy Division на телевидение, а Уилсон пообещал, что возьмет их в ближайшую передачу, а затем и подписал с ними контракт кровью. И хамская напористость их менеджера Роба Греттона. Жаль только, в фильм не вошла история про то, как группа рассталась с одним из своих ударников, Стивом Бразердейлом. По дороге с концерта его попросили выйти из машины, чтобы проверить сдутую шину, после чего "дивизион радости" (отсылка к рабовладельческим борделям в фашистских концлагерях из романа "Кукольный дом" 1955 года) уехал в ночь, видимо, мерзко хохоча.

    Тут вообще многое мягко обойдено стороной. На обложке первого джойдивижновского EP красовался малыш из Гитлерюгенда, музыканты группы всерьез интересовались нацистской эстетикой, а медикаменты в аптечке Йена Кертиса вряд ли ограничивались рецептурными лекарствами.

    "Контроль" снят по книге вдовы Кертиса Деборы, и отсюда понятно, почему все происходящее временами напоминает "Осенний марафон". Ей не до музыки было, ей дочь растить и зуб точить на разлучницу. По этой или по другой причине в фильме отсутствует то, что принято называть "творчеством". Почти не показан рабочий процесс. Стихи-то Кертис еще пару раз пишет, крупным таким школьным почерком. А музыку — по тем временам молодежно забористую, нервную, жесткую, да и теперь, как выясняется, актуальную — вообще непонятно кто сочиняет. Ну и неплохо. Чем позориться попытками изобразить невыразимое, лучше замять для ясности.

    Да и группа для Кертиса это не выход в люди, не дело жизни, а работа вроде сидения в офисе — иногда нравится, иногда достает. По-настоящему при жизни Кертис так и не прославился, покончив с собой перед самым началом первых американских гастролей.

    Картинка здесь на загляденье. Корбайн, убоявшись упреков в излишней визуальности, бросил много сил на остальные составляющие: сюжет, ритм, актерскую игру. Система Станиславского тут живет и побеждает. Джейсон Пирсон, играющий Бернарда Самнера, специально для роли выучился играть на гитаре. За два месяца. Сэм Райли снимает голос Кертиса один в один. Региональные акценты как в лучшей фонетической лаборатории. Но и визуальность корбайнова никуда не делась. Снятый на цвет "Контроль" затем перевели в ч/б, и редкий кадр не просится на постер.

    Главное, что клепавший всю дорогу клипы для Depeche Mode и U2 Корбайн как раз клиповости и избегает. "Контроль" нетороплив и поэтично затянут. Тут и музыки меньше, чем в обычной картине даже, не говоря уж о музыкантской биографии.

    Корбайна могут упрекнуть, что яркую как комета историю любви и смерти рок-святого и т.д. он превратил в мелкобуржуазное моралите с несчастливым концом. Но оно же наверняка так все и было. Это же самое интересное. А на юных гениев мы уже вроде как насмотрелись.

    В кинотеатрах с 27 марта
    Змінено користувачем jamper
    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    ×
    ×
    • Створити...

    Важлива інформація

    Використовуючи цей сайт, Ви погоджуєтеся з нашими Умови використання, Політика конфіденційності, Правила, Ми розмістили cookie-файлы на ваш пристрій, щоб допомогти зробити цей сайт кращим. Ви можете змінити налаштування cookie-файлів, або продовжити без зміни налаштувань..