Перейти до змісту
  • Домашні тварини
  • Это должен знать каждый владелец щенка (собаки)!


    Рекомендовані повідомлення

    Это должен знать любой собаковод - будь у Вас такса, пекинес, овчарка или мастиф :smile:

     

    Источник: “Книга собаковода”, Псалмов М.Г.

    (http://dogs.dinfo.ru/education.html?id=392&_sf=0)

     

    Выращивание и воспитание щенка

     

    Рост и развитие щенков-отъемышей в первый период идет сравнительно быстро. Чем лучше условия содержания, ухода и кормления щенков, тем вернее можно ожидать от них проявления лучших качеств генотипа родителей. Рост щенков и их развитие на определенных этапах имеют свои особенности. Владельцам щенков надо знать, в какой период наиболее активно развиваются их положительные качества и каким способом направить их развитие в желаемую сторону. Например, известно, что у щенков до 3-месячного возраста значительно увеличивается масса тела, с 3 до 6 месяцев костяк растет в длину, а с 7 месяцев - в высоту. Зная это, можно существенно усилить или ослабить уровень кормления, улучшить условия содержания и ухода, чтобы добиться требуемых параметров конституции.

    Содержание щенков и уход за ними являются существенным средством воздействия на их организм. Например, пребывание на воздухе под воздействием солнечных лучей, в движении, в игре со сверстниками, а также на холоде (но не допуская переохлаждения) закаливает молодой организм, улучшает аппетит, усиливает обмен веществ, способствует развитию внутренних органов, укрепляет здоровье и конституцию. Однако все эти меры воздействия на развитие и рост щенков нужно применять с учетом их физиологических особенностей. Нельзя, например, в сырую дождливую погоду прогуливать месячных щенков - они могут простудиться и заболеть пневмонией и т. п. Щенки крупных пород в возрасте от 1 до 1,5 месяцев могут двигаться непрерывно в течение не более 10 мин.

    Щенков в возрасте от 1 до 4 месяцев лучше всего содержать в квартире с нормальной комнатной температурой воздуха (16-18 °С). В питомниках для щенков устраивают специальные теплые щенятники, в которые переводят их после отъема от матери. Если щенков оставляют с матерью в теплых вольерах, для них устанавливают разборные будки. С повышением температуры наружного воздуха будки переносят на территорию огороженного вольера и отделяют щенков от матери. Вольер и будки регулярно чистят и дезинфицируют. Нельзя держать щенков в темных сараях, гаражах и тп., а также на привязи.

    Место для щенка в квартире устраивают в зависимости от жилищных условий владельцев, но оно должно быть постоянным, не должно находиться в проходе или в коридоре, где возможен сквозняк. Нельзя отводить щенку место вблизи отопительных батарей, в ванной или на кухне. Выбранное место должно быть чистым, светлым и свободным - нельзя забывать, что скоро из щенка вырастет взрослая собака. На выбранное место кладут плотный половичок в чехле - чехол можно постирать по мере необходимости.

    Шерсть щенка нужно ежедневно расчесывать массажной щеткой или расческой, а затем протирать чистой мягкой тряпкой. После прогулки ноги и живот протирают влажной тряпкой. В летние жаркие дни щенков с 3-4 месяцев и старше можно купать в чистых проточных водоемах.

    Приучая щенка плавать, постепенно увеличивают время его нахождения в воде, следят за тем, чтобы он не переохладился и не переутомился. После купания щенку предоставляют возможность побегать и обсохнуть.

    Молодые щенки часто заражаются глистами, что весьма серьезно сказывается на их росте и развитии. В связи с этим рекомендуется сдавать кал на анализ в ветлечебницу, и если яйца глист будут обнаружены, то по совету ветеринарного врача щенку дают противоглистные препараты.

    Правильное полноценное кормление щенка ускоряет его рост, увеличивает живую массу (вес) и улучшает формы. Кормление должно обеспечивать организм необходимыми питательными веществами в определенном сочетании.

    Рацион нужно разнообразить, чтобы впоследствии щенок был приспособлен к различной пище. Нужно помнить, что чем старше щенок, тем труднее будет приучить его к новой для него пище.

    В пищу щенкам необходимо добавлять свежую зелень: молодую крапиву (предварительно ошпаренную кипятком и мелко нарезанную), капусту, свекольную и морковную ботву и др. Обязательно нужно давать рыбий жир (начиная с нескольких капель и до 0,5-1,5 чайных ложек в день). Также нужно добавлять в корм витамины А, В, D и глицерофосфат кальция (по одной таблетке в каждое кормление). Рекомендуют около миски щенка класть кусочки мела и древесного угля.

    Особенно ответственным считается возраст от 1 до 2 месяцев, так как среднесуточный прирост живой массы (веса) щенков крупных пород в этот период очень интенсивно растет.

    Количество корма в каждое кормление зависит от породы щенка, его возраста, аппетита, подвижности и условий содержания. Щенок должен съедать данную ему пищу полностью. Если он не съедает корм полностью, в дальнейшем его количество нужно уменьшить. Если же он старательно вылизывает языком уже пустую миску, объем пищи увеличивают. Миску с остатками несъеденного корма необходимо убирать.

    Не рекомендуется приучать щенка к кормлению с рук, с уговором и тп. Нельзя его также дразнить и отвлекать.

    У щенка постоянно должна быть чистая питьевая вода. Щенкам, живущим во дворах или в питомниках, в холодное время года требуется более калорийная пища и в большом количестве. Пища должна быть теплой. Кормить щенка замерзшей или холодной пищей недопустимо. Приготовленная пища должна храниться в холодильнике во избежание порчи. Несвежая пища может стать причиной желудочно-кишечных заболеваний.

    Правильное физическое воспитание и развитие щенка закаливают организм, укрепляют мышцы, костную и нервную систему, улучшают работу сердца и легких, повышают аппетит, способствуют быстрому росту и т. д. Щенки, выращенные в условиях малой двигательной активности, как правило, физически недоразвиты, имеют слабую мускулатуру и костяк, рыхлую конституцию, быстро устают. В то же время щенки, имевшие посильные нагрузки, вырастают крепкими, выносливыми, с хорошо развитой мускулатурой и мощным костяком.

    Основными признаками нормального развития щенка являются его игривое состояние, интерес к окружающей среде, нормальный рост и живая масса (вес), крепкая костно-мышечная система, своевременная смена зубов. Кожа щенка должна быть упругой, костяк - без признаков рахита, шерсть - блестящей.

    К 21-му дню у физически правильно развитого щенка должны появиться молочные клыки, верхние резцы и четвертый нижний премоляр. К 28-30-му дню прорезаются молочные нижние резцы, четвертый верхний и оба третьих премоляра. К 4 месяцам у щенка должны быть все молочные зубы и часть постоянных (оба первых премоляра и оба первых моляра). В 3,5-5 месяцев все молочные резцы заменяются постоянными; к 5 месяцам заменяются клыки и верхний четвертый премоляр, прорезывается второй нижний постоянный моляр. К 6 месяцам у щенка имеются все постоянные зубы, кроме обоих третьих моляров (они появляются к 7 месяцам).

    Прогулки являются важным средством приучения щенка правильно реагировать на все многообразие явлений окружающего мира. Щенков, живущих в квартирных условиях, необходимо как можно чаще выводить на прогулки. Выносить щенка на улицу начинают с первого дня жизни в доме. Сначала выбирают для этого тихое, спокойное место, но постепенно переходят к более шумным местам, приучая его к незнакомым раздражителям (к появлению посторонних людей, животных, птиц). Если щенок пугается кого-либо или чего-либо, склонен неправильно реагировать на появление незнакомого объекта, например, преследовать птиц или кошек, нужно успокоить и отвлечь его, продолжив прогулку. Нельзя подпускать щенка к бродячим бездомным собакам, предохраняя его от заразных заболеваний. В то же время очень полезна ему игра со своими сверстниками. Но прежде чем допустить его к другим щенкам, владелец должен убедиться, что они здоровы. Во время прогулок полезно кидать щенку мяч.

    Приобретая щенка, каждый собаковод-любитель должен помнить, что необходимо быть очень внимательным и терпеливым в обращении с ним. Щенка следует вовремя кормить. Играть с ним можно только его игрушками (мячиком, резиновой палочкой и тп.). Нельзя во время игры тискать его, валять, брать на руки, злить и тд. Игрушки щенка должны быть по размеру такими, чтобы он не мог их проглотить. Нельзя давать, вместо игрушек старую обувь, так как он будет грызть новую, когда старая надоест. Не давайте ему палки, так как он может занозить себе ротовую полость, а привыкнув грызть палки, он станет грызть и вашу мебель. Не давайте щенку старых тряпок - он начнет рвать зубами вашу одежду.

    В квартире нельзя привязывать щенка или отгораживать его место, ограничивая его двигательную активность - это приводит к рахиту или к ослаблению конечностей.

    Не разрешайте детям брать щенка на руки, гладить его по голове и ушам - у животного может выработаться нежелательная привычка закладывать стоячие уши. Не берите щенка к себе в кресло, на диван или в постель - его трудно будет отучить, а это приведет к антисанитарии в квартире. При выносе щенка на прогулку (в возрасте от 1 до 2 месяцев) поднимайте его двумя руками под грудь и таз и также осторожно опускайте на землю, на пол. Не поднимайте его за передние конечности, так как вы можете их повредить.

    Чтобы не испортить щенку прикус зубов, не вырывайте у него палку, тряпку и т. д., а ласково и спокойно отберите, не применяя силу и давая в обмен вкусное лакомство.

    По возможности не оставляйте щенка в квартире надолго одного: он скучает, скулит и даже воет, чем вызывает недовольство ваших соседей. Перед уходом из дома хорошо погуляйте с ним и оставьте крупные кости - ему будет чем заняться.

     

     

    Методы и приемы выработки навыков

     

    Часть 1. Определения

     

    Навыки - это формы поведения собаки, приобретенные в процессе жизни или дрессировки. Навыки разнообразны, различны по своему значению и представляют собой последовательное проявление нескольких условных рефлексов: навык подноски предметов проявляется в виде отыскивания предмета, взятия его зубами и подноски к дрессировщику и тп.

    Необходимые навыки у дрессируемой собаки вырабатывают следующими методами: подражательным, вкусопоощрительным, контрастным и механическим. Пользоваться ими нужно осторожно и умело, учитывая тип высшей нервной деятельности животного.

    Подражательный метод основан на использовании врожденной способности одной собаки подражать действиям другой, так как по природе собаки - животные, живущие стаей и подчиняющиеся в своем поведении вожаку, а в возрасте до года - суке-матери, которая обучает щенят осторожности, маскировке, активной и пассивной обороне. Все врожденные инстинкты дополняются жизненным опытом, основанным на подражании и подчинении силе.

    Этот метод наиболее распространен при дрессировке пастушьих и охотничьих собак. Вместе со взрослыми собаками в работе участвуют щенки, которые учатся у своих старших сородичей необходимым действиям. Этим методом легко учить собак преодолевать препятствия, производить хватку, задерживать убегающего и тп., но нельзя научить командам, запрещающим действие.

    Вкусопоощрительный метод. При этом методе дрессировки собаку побуждает к выполнению желаемого для дрессировщика действия пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного рефлекса на команду, жест. Положительными сторонами этого метода являются быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов, требующих действия, большая заинтересованность ее в выполнении этих действий и сохранение и укрепление контакта дрессировщика с собакой. Недостаток метода в том, что он не обеспечивает безотказного выполнения команд, особенно при наличии отвлекающих раздражителей. Кроме того, этим методом невозможно отработать команды, запрещающие действие. Вкусопоощрительный метод является основным при дрессировке щенков.

    Механический метод состоит в том, что в качестве безусловного используется механический раздражитель, вызывающий у собаки стремление избежать механического воздействия. Например, рефлекс посадки отрабатывается нажатием рукой на круп собаки (механический раздражитель не только вызывает безусловный рефлекс, но и подкрепляет условный раздражитель, те. команду или жест). Положительные стороны этого метода заключаются в том, что все действия закрепляются у собаки прочно, надежно и выполняются безотказно. Метод применяется при дрессировке взрослых собак с сильной уравновешенной нервной системой. При частом его применении в дрессировке у молодых собак наступает угнетенное заторможенное состояние и недоверие к дрессировщику. Собака начинает бояться дрессировщика и выполняет его команды принужденно, без интереса.

    При использовании этого метода нельзя допускать длительных и сильных болевых воздействий на животное. Следует учитывать его индивидуальные особенности, помня, что угнетенное состояние, пассивность и трусость собаки делают невозможными отработку необходимых навыков.

    Контрастный метод является основным, применяющимся во время дрессировки собак. Сущность его состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на центральную нервную систему животного в различных видах (лакомство, поглаживание). При этом механические раздражители используют как побуждающие собаку к выполнению желательных действий, а поощрительные - для закрепления этих действий. Например, при отработке приема "Сидеть" команда "Сидеть" подается строгим тоном, дрессировщик нажимает рукой на крестец собаки (механическое воздействие), а после посадки дает лакомство и поощряет поглаживанием, одобрительным "Хорошо".

    Положительными сторонами этого метода дрессировки являются: быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; наличие у собаки заинтересованности (от условного пищевого рефлекса); сохранение и упрочение контакта собаки с дрессировщиком; возможность достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в сложных условиях (при наличии отвлекающих раздражителей).

     

    Часть 2. Стадии отработки навыков

     

    Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие. Выработка навыка происходит в три стадии.

    Первая стадия выработки навыка заключается в том, чтобы вызвать у собаки первоначальную реакцию (и действие) в ответ на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и тп.). Она характеризуется тем, что у собаки наблюдается слабая дифференцировка условных раздражителей (она не четко различает команды, путается в их исполнении). Дрессировщик должен поощрять лакомством только правильное выполнение команды. Занятия надо проводить без отвлекающих собаку посторонних раздражителей и на коротком поводке.

    Вторая стадия состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу) добавляются другие действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. Например, подход к дрессировщику по команде "Ко мне!" дополняется обходом его справа к левой ноге и самостоятельной усадкой. В этой стадии не следует усложнять условия, в которых навык отрабатывается. Это обеспечит быструю и легкую его выработку.

    Третья стадия состоит в закреплении отрабатываемого сложного действия (навыка) в сложных условиях окружающей среды, те. при наличии посторонних раздражителей. Это необходимо для того, чтобы достичь безотказного проявления навыков или довести их до автоматизма. Проводя занятия, меняют место, время, условия, применяют более сильные меры воздействия на собаку, используют не только подражательный, но и контрастный метод дрессировки, а на тренировках в основном механический метод.

     

    Часть 3. Динамический стереотип поведения

     

    В результате дрессировки, те. наработки навыков, у собаки вырабатывается определенный динамический стереотип поведения. Под динамическим стереотипом понимают свойство коры головного мозга животного обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы а также условные раздражители в определенную систему. Проявление динамического стереотипа заключается в способности собаки к "программированию" своего поведения (например, поднося предмет дрессировщику, собака садится и ждет, когда он возьмет его).

    Чем прочнее динамические стереотипы, тем надежнее работа собаки. Однако при неправильных действиях дрессировщика у собаки может возникнуть отрицательный (ненужный) стереотип. Например, если подавать команды в одной и той же последовательности ("Стоять!", "Сидеть!", "Лежать!" и тп.), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между их подачей, собака, прочно усвоив определенную последовательность выполнения действий, будет выполнять их в этой последовательности, уже не реагируя на подаваемые команды. Чтобы избежать этого, следует при дрессировке собак чередовать различные команды и время занятий.

     

    Часть 4. Приемы дрессировки

     

    При выработке навыков у собаки пользуются общими и специальными приемами дрессировки. Общие приемы дрессировки облегчают подчинение собаки дрессировщику, создают условия для управления ее поведением благодаря усилению связи (контакта) дрессировщика с собакой.

    Специальные приемы дрессировки закладывают навыки, отработка которых обеспечивает использование собаки в определенных целях, например, как розыскной, караульной, пастушьей, ездовой, охотничьей и тд.

    Успех дрессировки до некоторой степени зависит от условий окружающей среды. Жаркая или холодная погода затрудняет работу, ветреная облегчает или затрудняет управление поведением собаки и тд. Наиболее благоприятная температура воздуха для дрессировки от -15 до + 20 °С. Тренировки в холодную или жаркую погоду повышают служебные качества собаки. В холодную погоду собаку нужно защищать попоной, в жаркую чаще давать пить и предоставлять отдых, по возможности в тени. В сырую дождливую погоду тело собаки необходимо прикрывать попоной из непромокаемой ткани или пленки.

    При дрессировке к каждой собаке необходим индивидуальный подход, те. с учетом анализа поведения, состояния ее организма, возраста, условий выращивания и воспитания. Учитывается преобладающая реакция поведения, особенности нервной системы щенков и молодых собак до 1,5 лет (при обучении молодняка особенно легко испортить его нервную систему).

    Молодняк нужно втягивать в работу постепенно, соблюдая режим упражнений и чаще применяя подражательный метод. Если у молодой собаки преобладает пищевая реакция, следует больше применять пищевые раздражители. При наличии пассивно-оборонительной реакции необходимо осторожно использовать механические раздражители. Если у собаки преобладает активно-оборонительная реакция, упражнения по развитию злобы проводятся после отработки тормозных рефлексов. При дрессировке собак возбудимого типа нервной системы следует осторожно и постепенно отрабатывать тормозные навыки, так как напряжение тормозного процесса может привести к неврозу. Нужно учитывать, что собаки подвижного типа (сангвиники) легко дрессируются, а у собак инертного типа (флегматиков) навыки вырабатываются медленно. При организации занятий в группах инструктор должен составлять индивидуальный график.

    Проявление нежелательных навыков у собак следует подавлять. Например, нежелательный навык развивается, когда собака стремится напасть на домашнее животное, лаять на пролетающих птиц, гоняться за ними и тд. В результате она становится непригодной к несению службы, и отучить ее от этого бывает очень трудно. Нельзя также допускать натравливания собаки на прохожих, детей, иначе она всегда будет проявлять агрессивность, нападать на посторонних без команды дрессировщика и станет опасной для окружающих, что сделает невозможным ее содержание в квартирных условиях.

     

    Часть 5. Ошибки

     

    Ошибки, допущенные в процессе дрессировки, затрудняют выработку у собак навыков и приводят к нежелательным рефлексам, снижающим их служебные и другие качества. Например, неправильное воздействие на собаку поводком может привести к возникновению рефлекса боязни дрессировщика.

    Дрессировщик может путать порядок применения условных и безусловных раздражителей, например, сделает рывок поводком (безусловный раздражитель), а затем подает команду "Рядом!" (условный раздражитель). Это нарушение одного из законов возникновения условного рефлекса ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой. У собаки также может возникнуть нежелательная реакция на обстановку и время, если дрессировку вести всегда в одном месте и в одно и то же время.

    Часто владелец недоумевает, почему собака, все делая дома, на площадке не работает. Это явление объясняется тем, что рефлекс угасает под воздействием сильных посторонних раздражителей, те. навык не отработан до автоматизма.

     

    Часть 6. Что нужно помнить, приступая к дрессировке собак

     

    1. Первые занятия должны быть направлены на установление взаимопонимания (контакта) дрессировщика и собаки.

    2. Отработку приемов и упражнений нужно проводить от простого к сложному. Начинать занятия необходимо в местах с наименьшим количеством посторонних раздражителей.

    3. Следует соблюдать строгую последовательность в выработке навыков.

    4. Приемы нужно отрабатывать комплексно, те. одновременно и параллельно сразу несколько приемов, при этом навыки должны быть в разных стадиях формирования.

    5. Лучше начинать отработку нового приема в первой половине занятия, однако не в самом начале, когда собака еще недостаточно послушна, но и не в конце, когда она утомлена.

    6. Заниматься нужно в разное время утром и вечером, обязательно до кормления или спустя 2-3 ч после него. Не следует повторять один и тот же прием более 3-4 раз - это утомляет собаку.

    7. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо решить, чего дрессировщик хочет достичь и каким путем будет добиваться поставленной цели.

     

     

    Общая начальная дрессировка собак

     

    Часть 1. Введение

     

    Общая начальная дрессировка необходима для собак всех пород - служебных, охотничьих, декоративных. Она вырабатывает у животных первоначальные навыки послушания и правильного поведения в различных условиях жизни и работы.

    Кроме основных правил дрессировки нужно знать характер собаки, особенности ее поведения, тип высшей нервной деятельности и преобладающую реакцию. Для каждого занятия желательно составлять план отработки того или иного навыка. Продолжительность занятия должна быть не больше 2 часов с перерывами для отдыха животного. Лучше заниматься во время прогулки, используя игровые ситуации и создавая разнообразие в отработке навыков.

    Для дрессировки, а также повседневного общения с собакой нужно приобрести индивидуальный комплект специального снаряжения: ошейник, шлейку, намордник, поводок короткий (2 м), поводок длинный (8-10 м), а для охотничьих собак - до 20 м, строгий ошейник (парфорс), апортировочные палки - 6 штук (для первоначального обучения апортировке и дальнейшего приучения к выборке вещи), цепь для привязи, свисток (рог для охотников), легкий хлыст, сумку для инвентаря.

     

    Часть 2. Дрессировка щенков

     

    Воспитывать и дрессировать собаку лучше всего в щенячьем возрасте. Некоторые самые простые навыки прививают щенку уже с 1,5-2 месяцев. Приступая к воспитательной дрессировке щенка, нужно помнить следующее:

    нельзя требовать от него непосильной по физическому развитию четкости в усвоении навыков и утомлять его многократным повторением одного и того же приема;

    команды нужно всегда подавать четко и однообразно, в одной интонации голоса;

    отработав простые навыки, можно переходить к более сложным;

    во время обучения нельзя применять механические меры воздействия за невыполнение команд (ударять щенка поводком, плеткой или рукой);

    условные рефлексы необходимо вырабатывать во время игры или на прогулке в хорошую погоду;

    за хорошее выполнение команд следует обязательно поощрять щенка лакомством, восклицанием "Хорошо!" и поглаживанием;

    нельзя заменять команды словами с тем же значением, но другими по звучанию, например, говорить щенку "Ложись" вместо подачи нормативной команды "Лежать";

    нужно добиваться обязательного выполнения щенком вашей команды;

    нельзя позволять щенку выполнять команды посторонних людей;

    во время воспитательной дрессировки следует наблюдать за поведением щенка, преобладающими реакциями, чтобы не травмировать его нервную систему;

    в период воспитательной дрессировки желательно подавать команды одновременно и голосом, и жестом, например, команду "Ко мне!" сопровождать хлопком рукой по бедру и т. д.

    Если у вас что-то не получается с обучением щенка, обратитесь в клуб служебного собаководства, общество охотников или клуб декоративных собак, где вы сможете получить необходимые рекомендации.

     

    Часть 3. Приучение щенка к кличке и к знанию своего хозяина

     

    Кличка собаки выбирается по желанию владельца. Она должна быть короткой, звонкой и не очень распространенной. Нельзя в одном помете называть одинаковыми кличками двух щенков. Не этично называть собак именами людей.

    К кличке приучают щенят с месячного возраста. Лучше всего это делать во время подзыва щенка на прогулках, во время игры с ним. При каждом подзыве щенку дают лакомство или оглаживают. Кличка собаки всегда должна произноситься в призывной интонации, ее нельзя искажать или заменять ласковыми прозвищами.

    Обычно собака быстро привыкает к своей кличке и живо на неё реагирует.

     

    Часть 4. Приучение щенка к ошейнику

     

    Ошейник щенку надевают с 1,5-2-месячного возраста. Предварительно его дают щенку обнюхать, чтобы он не пугался этой процедуры. Ошейник должен быть мягким, легким и свободным, чтобы не давил шею. Первый раз на щенка надевают ошейник за несколько минут до кормления, желательно в процессе игры, незаметно. Во время кормления щенок занят пищей и меньше реагирует на ошейник. После кормления желательно вынести щенка на улицу на руках и отпустить побегать там, где он должен "выгуляться". Играть со щенком можно только после того, как он несколько раз помочится, так как щенки за один раз не могут освободиться от кала и мочи. После возвращения домой следует снять ошейник и надеть вновь перед следующим кормлением. После неоднократного повторения этой процедуры (обычно к 3-4 месяцам) вид ошейника вызывает у щенка желание подставить голову самостоятельно, получить пищу и идти на прогулку.

     

    Часть 5. Приучение щенка к поводку

     

    К 2 месяцам щенок бегает очень быстро, может выскочить на проезжую часть дороги и попасть под машину. Возникает необходимость в прогулках на длинном поводке.

    Выбирают длинный веревочный или из прочной, тесьмы поводок, дают щенку понюхать и незаметно пристегивают к ошейнику. Затем надо отбежать от щенка, чтобы он побежал вдогонку за хозяином с волочащимся поводком. После продолжительной игры отстегивают поводок, а через некоторое время пристегивают вновь. Через несколько дней щенок привыкнет к поводку и не будет его бояться. Поводок постепенно укорачивают и, давая щенку лакомство, прогуливают его на поводке, не допуская, чтобы щенок кусал его или тянул. Ни в коем случае нельзя использовать поводок для наказания щенка.

     

    Часть 6. Приучение щенка садиться по команде

     

    В возрасте 1,5-2 месяцев приучают щенка садиться, для чего четко, спокойным голосом произносят команду "Сидеть!" и одновременно приподнимают руку с лакомством над головой щенка, занося ее немного назад. Щенок поднимет голову, чтобы посмотреть на лакомство, и сядет. Как только щенок сядет, повторяют команду "Сидеть!" вслед за ней ласковым тоном произносят "Хорошо!" и дают щенку лакомство. После многократных повторений этого приема щенок усвоит навык, и в дальнейшем вместо лакомства можно будет произносить только восклицание "Хорошо!" и поглаживать щенка.

     

    Часть 7. Приучение щенка ложиться по команде

     

    После усвоения щенком навыка "Сидеть" приступают к обучению его ложиться по команде. Сидящему у левой ноги щенку показывают лакомство, зажатое в правой руке, протягивают лакомство вперед и вниз, одновременно нажимая на холку щенка, не давая ему встать, и дают команду "Лежать!" Как только щенок лег, ему сразу же дают лакомство, находящееся в правой руке, и произносят "Хорошо!". После отработки команды "Лежать!" из положения сидя приступают к отработке этого навыка на расстоянии 1-2 метра, постепенно увеличивая время между выполнением команды и дачей лакомства, предупреждая попытку изменить положение повторной командой "Лежать!" угрожающей интонацией.

     

    Часть 8. Приучение щенка стоять по команде

     

    Этот навык вырабатывается в возрасте 5-7 месяцев после выработки условных рефлексов на команды "Сидеть!" и "Лежать!". Навык на команду "Стоять!" отрабатывается в следующей последовательности: сидящему у ноги щенку подают команду "Стоять!" и левой рукой приподнимают его туловище в области живота. Как только щенок встал, его ободряют поглаживанием, повторяя восклицания "Стоять!" и "Хорошо!", а затем дают лакомство. При попытке щенка сесть левую руку снова кладут под живот, поддерживая его в стоячем положении и повторяя команду "Стоять!". После того как навык на команду будет освоен, переходят к отработке этого навыка из лежачего положения и на расстоянии до 10 метров с выдержкой в течение 30 секунд.

     

    Часть 9. Приучение щенка к наморднику

     

    К ношению намордника щенков крупных пород приучают с 5 месяцев. Намордник подбирают по голове собаки. Самым удобным считается глухой намордник из сплошного куска кожи с отверстиями для воздуха. Прежде чем надеть на щенка намордник, его дают ему понюхать. Положив в намордник лакомство, надевают его на щенка и одновременно дают команду "Дай голову!". Через 2-3 минуты намордник снимают, щенку дают лакомство и оглаживают. Повторяя ежедневно этот прием, постепенно увеличивают время нахождения щенка в наморднике. Если проделывать его перед каждым выходом на прогулку, то щенок не будет сильно угнетен процедурой одевания намордника и скоро привыкнет к нему. По мере роста щенка намордник приходится менять несколько паз.

     

    Часть 10. Приучение щенка к показу зубов

     

    Приучать щенка к показу зубов необходимо с 2-3 месяцев, учитывая, что в 5 месяцев щенок может попасть на выводку молодняка. На выводке осмотр состояния зубов у щенков необходим для присуждения оценки и определения правильности его физического развития.

    Используя контрастный метод дрессировки, владелец, вернувшись со щенком с прогулки, усаживает его по команде "Сидеть!" и дает лакомство, ради получения которого щенок сел. Не отпуская щенка, а придерживая его (наступив ногой на поводок), владелец подает команду "Хорошо сидеть!" и сразу другую - "Покажи зубы!" После команды "Покажи зубы!", данной в приказной интонации, он кладет правую руку ладонью под морду щенка, а левую - сверху морды. Повторив команду еще раз, он большими пальцами обеих рук раздвигает губы щенка спереди. Осмотрев прикус и количество резцов, владелец отодвигает губы с боков и осматривает коренные зубы. Закончив осмотр, он должен похвалить щенка и дать ему вкусное лакомство.

    Осмотр зубов проводят ежедневно. Когда щенок привыкнет показывать зубы дома без посторонних раздражителей, переходят к осмотру зубов во дворе, но только после того, как щенок оправится. Постепенно этот прием доводят до навыка. В дальнейшем, услышав команду "Сидеть!", "Покажи зубы!", собака сама начинает поднимать губы, не сопротивляется осмотру зубов.

     

    Часть 11. Приучение щенка не брать с земли пищевые отбросы

     

    Во время прогулок щенок иногда хватает и стремится съесть пищевые отбросы: кости, хлеб и т. п. Чтобы отучить щенка от этого вредного навыка, нужно взять его на длинный и легкий поводок и при каждой его попытке что-либо поднять с земли тут же подать команду "Фу"! в угрожающей форме и дернуть за поводок. Щенок должен выбросить взятый предмет изо рта. Если он этого не сделает, нужно руками вытащить у него взятый предмет, произнеся при этом команду "Дай!". С 7-8 месяцев на щенка, хватающего с земли отбросы, можно надевать строгий ошейник и при попытке его схватить что-либо с земли дернуть поводком и одновременно дать команду "Фу!" В случае проявления щенком настойчивости команду "Фу!" повторяют, а щенка легонько ударяют по морде отнятым предметом. Прекращение нежелательных действий по команде очень важно в служебном использовании собак, поэтому приучить собаку к безотказному выполнению команды "Фу!" крайне необходимо. Вы добьетесь успеха, если наберетесь терпения.

     

     

    Прогулки

     

    1. Прогулки со щенками

     

    Маленьких щенков не нужно слишком много таскать за собой. Конечно, даже взрослому, а тем более ребенку, трудно устоять перед искушением показать всему свету нового любимца; но, не говоря о вреде для еще не окрепших и растущих ног, тащить упирающегося щенка на поводке - значит быстро и эффективно привить ему нежелательные привычки. Щенков лучше приучать к поводку в садике, тем более что их нельзя выпускать в места, где гуляют другие собаки, до того, как закончился курс прививок, проводимых в возрасте от трех с половиной до четырех месяцев.

    К сожалению, эти требования идут вразрез с необходимостью приучить щенка к городскому транспорту и многолюдью. Наилучшее компромиссное решение - взрослому члену семьи выходить с щенком на руках на шумные улицы, чтобы потом, когда тот достаточно подрастет и научится ходить на поводке, он меньше пугался уличного шума и движения. Для щенков крупных собак все специальные тренировочные упражнения нужно отложить до шестимесячного возраста, и для их развития будет гораздо лучше, если вы на это время удержите их от прыжков и карабканья по крутым откосам и лестницам: у них легко возникают уродливые искривления костей от слишком ранних физических нагрузок.

     

    2. Прогулки это необходимость

     

    Весьма печально, что мнение, будто собаке непременно нужно очень много гулять, получило такое широкое распространение. Многим мешает обрести друга и спутника пугающее видение - человек, скитающийся по улицам ненастной зимней ночью, таща за собой на поводке унылую собаку. А на самом деле собаки, как и мы с вами, могут приспособиться к разным физическим нагрузкам, и так же, как мы с вами, не любят бродить по грязным дорогам. Конечно, нельзя отрицать, что и люди, и собаки будут здоровее, если каждый день совершают прогулку в несколько километров; но многие люди не могут выкроить время для длительных прогулок и все же неплохо себя чувствуют; до некоторой степени то же можно сказать и о собаках.

    В наше время люди все больше понимают, что позволять собаке загрязнять столбы у чужих ворот, или опорожнять кишечник напротив подъезда - настоящая гражданская безответственность. Во многих местах владельцев штрафуют на крупные суммы, если их питомцы загрязняют тротуары. Несомненно, подобные ограничения будут распространяться все шире, и это совершенно правомерно. Выгуливание собак с целью освобождения мочевого пузыря и кишечника должно производиться на личном участке ее хозяина или в таких местах, где за собакой легко убрать. Если собаку приучили справлять свою нужду в садике владельца, то прогулка будет для обоих просто удовольствием, а не обязанностью.

    Нам кажется жестоко отнимать у собаки, живущей в квартире, возможность самостоятельно выходить и возвращаться домой, сидеть на солнце или в тени, раскапывать кротовые норки и охотиться в травяных джунглях. Собака, которую только выводят - как бы самоотверженно ни гулял с ней ее хозяин, - проводит всю жизнь в полном подчинении человеку. А даже крохотный кусочек земли, надежно огороженный, даст ей почувствовать себя свободным существом, которое может делать, что ему угодно. Я считаю, что возможность самостоятельно выходить из дома чрезвычайно важна для сохранения физического и психического здоровья любой собаки.

    Почти все собаки любят быть все время при деле - особенно это касается терьеров и собак сторожевых пород. Они счастливы, если могут носиться из комнаты в комнату, охраняя квартиру от воображаемых грабителей. Две собаки будут резвиться вместе, меряться силой или в шутку драться, и обе будут в хорошей форме.

    Собаки поразительно легко приспосабливаются к обстоятельствам: они могут пробежать многие километры в погожий день, а потом целую неделю почти не гулять. Но не нужно злоупотреблять этим обстоятельством. Нельзя переутомлять маленьких щенят или старых, ревматических собак, если владельцу хочется поразмяться. Боксеров, бульмастифов, бульдогов, бостон-терьеров и других собак с широким черепом, выпуклым лбом и укороченной мордой нельзя в жаркую влажную погоду заставлять много ходить или бегать, так как эти собаки легко получают тепловой удар.

     

    3. Начатки дрессировки

     

    Простые приемы послушания лучше всего отрабатывать дома. Собака легко научится командам "сидеть", "голос", "лежать", "стоять", даже если их подает человек, сидящий в кресле (и в инвалидном кресле. если случится). Но прежде всего дрессировщик должен научить собаку сосредоточивать свое внимание на нем самом; для этого он разговаривает с ней, подзывает ее. дает ей пищевое поощрение.

    Если в вашем распоряжении есть обширное крытое помещение, двое подвижных взрослых людей могут играть с собакой во многие игры, и эти игры помогут лучшему взаимопониманию человека и собаки, чем скучные прогулки на поводке. Игра в футбол втроем с собакой даст вам гораздо больше возможностей научиться руководить ее поведением, чем прогулка по грязной дороге, где она вот уже пятый километр трусит с вами рядом. Игры на ограниченной площадке помогают установить контакт и обеспечить привязанность собаки, так что, когда вы возьмете ее на прогулку за город. она будет все время находиться и пределах досягаемости и подбегать по первому зову.

    Даже человек, у которого совсем мало сил - пожилой или прикованный к постели, - тем не менее может многое сделать для маленького щенка или старой, с трудом передвигающейся собаки. Мягко проведите рукой по всему телу собаки; вы сможете прощупать опухоли или отеки сразу же, как только они возникнут, отыскать свалявшиеся места в шерсти или достаточно рано заметить признаки присутствия блох. Массируйте мышцы передних и задних конечностей старой собаки, чтобы усилить их кровоснабжение.

    Обследуйте лапы и когти, зубы и уши, но не превращайте это в процедуру, оскорбляющую чувство собственного достоинства собаки. Пусть это будет радостное общение - доставляющий удовольствие уход за другом. как это свойственно обезьянам и другим животным. Вы можете легко обнаружить недомогания, на которые необходимо обратить внимание, чтобы облегчить жизнь старой собаке, а щенка вы приучите спокойно переносить прикосновение к чувствительным участкам тела, что сделает будущие визиты к ветеринару легче и для врача, и для самой собаки.

    Распутывайте свалявшуюся шерсть пальцами, вместо того чтобы рвать ее гребнем, а если шерсть должна висеть шнурами, вы можете помочь "завивке", пока собака лежит у вас па коленях. Между прочим, даже запах собаки, хорошо ощущаемый вблизи, помогает судить о состоянии ее здоровья.

    Если у вас выработалось глубокое взаимопонимание с вашей собакой и вы научили ее многим приемам и упражнениям за зиму, то прогулки в хорошую погоду доставят вам обоим гораздо больше радости.

     

    4. Другие виды тренировок

     

    Есть несколько очень ценных видов специальных тренировок. Прекрасный вид физической активности - плавание, особенно для ощенившейся, суки, которая должна вернуть себе прежнюю форму.

    Обучение начаткам аппортировки из воды - большое удовольствие для хозяина и собаки, какой бы породы она ни была, а умение плавать в один прекрасный день может спасти собаке жизнь. Дети с восторгом учат собаку прыгать через небольшие препятствия, но coбак, которых предстоит держать на огороженных участках, или в садах, лучше не учить прыжкам через заборы. Дети постарше, которым можно доверить собаку, могут изобретать самые разнообразные соревнования по проверке ловкости своих четвероногих друзей: учить их ползать под низко натянутым тентом, взбираться но невысоким лестницам, прыгать через подвешенную автомобильную камеру, ловить на лету брошенные предметы - эти тренировки займут много часов и позволят людям и собакам узнать друг друга гораздо лучше. Резиновое метательное кольцо подходит для игры больше, чем мячик, который может застрять у собаки в горле и стать причиной трагедии.

    В ненастные и дождливые дни можно отлично играть и дома. Играйте со своей собакой в прятки: незаметно прячьтесь, а потом зовите собаку и хвалите, когда она вас "выследит". Обязательно помните, что в игровой ситуации нужно много смеяться и весело шутить с собакой, чтобы помочь ей научиться отличать игру от тех случаев, когда от нее требуется агрессивность и охрана. Животные сообщают друг другу о том, что это "игра", определенными движениями и позами, а также, возможно, при помощи запаха. Человеку же приходится подчеркнуто сообщать о своих намерениях при помощи интонаций и слов. В игре можно также использовать присущее собаке чутье, устраивая "охоту на тапочку", пряча ее в разные, все более недоступные места, или "розыск сокровищ" - запрятанных кусочков галет. Можно научить собаку угадывать, в какой руке зажато лакомство.

     

     

    Типы высшей нервной деятельности

     

    У одних собак условные рефлексы вырабатываются быстро, у других - медленно, у одних они очень прочны, у других легко нарушаются, угасают, тормозятся. Степень проявления тормозного процесса и способность к выработке дифференцировки у всех собак различны. В связи с этим И.П. Павлов выделил три основных свойства процессов нервной деятельности - силу, уравновешенность и подвижность.

    Сила процессов высшей нервной деятельности определяется по быстроте адаптации животного к новым условиям среды и выработке новых условных рефлексов, уравновешенность - по соотношению возбуждения и торможения в поведении собаки, подвижность - по способности собаки к переучиванию, возможности торможения одних условных рефлексов и выработке на их месте противоположных.

     

    На основании сочетания этих свойств он установил четыре типа высшей нервной деятельности.

    1. Возбудимый тип (холерик) - безудержный, агрессивный, с сильным процессом возбуждения, преобладающим над торможением. Нервные процессы подвижны. Собаки этого типа отличаются энергией, быстрой ориентировкой, однако при перенапряжении тормозного процесса у них легко развиваются неврозы. Собаки возбудимого типа долго сохраняют работоспособность.

    2. Подвижный тип (сангвиник): нервные процессы сильные, уравновешенные, подвижные, условные рефлексы вырабатываются быстро и прочно удерживаются, запрещение и выдержка в различных положениях достигаются без какого-либо затруднения, дифференцировка раздражителей хорошая. Собаки легко поддаются дрессировке, так как спокойно реагируют на окружающие явления внешней среды.

    3. Инертный тип (флегматик). У собак этого типа нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Они спокойно реагируют на раздражители, внешне малоподвижны, иногда даже вялы, но ориентируются быстро. Положительные и тормозные условные рефлексы вырабатываются медленно, но удерживаются стойко. Дифференцировка раздражителей образуется медленно, но проявляется четко.

    4. Слабый тип (меланхолик): нервные процессы слабые, особенно процесс возбуждения (процессы не уравновешены); условные рефлексы вырабатываются с трудом и не стойки, потому что тормозятся даже незначительными внешними раздражителями; ориентировочная реакция хорошо выражена и долго сохраняется, в результате чего легко наступает внешнее торможение. Собаки этого типа часто бывают чрезмерно трусливы. Собаки с явно слабым типом высшей нервной деятельности, как правило, к дрессировке непригодны, так как склонны к неврозам.

     

    Типы высшей нервной деятельности чаще всего проявляются в смешанных, промежуточных формах. Внешнее поведение собаки не всегда соответствует типу ВНД. Например, трусливая собака может быть и слабого, и сильного типа ВНД (здесь большую роль играют условия воспитания).

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    Воспитание - начальная дрессировка

     

    Хорошая собака, преданный друг и незаменимый помощник, не может быть только выращена, выдрессирована или натаскана. Она должна быть именно воспитана.

     

    Правильное воспитание щенка с самого раннего возраста — это основное условие последующего развития в нем требуемых качеств. Воспитание имеет своей целью прежде всего нормальное формирование нервной системы, а также выработку целого ряда навыков, необходимых для жизни самой собаки и удобства общения с ней.

     

    Маленький щенок исподволь учится ходить, бегать, преодолевать ступеньки, неровности почвы. На прогулках, в игре, в общения с другими животными и человеком постепенно формируются чутье, слух, глазомер, координация движений, словом — щенок превращается в гармонично развитое животное. Прежде чем поступить в дрессировку, он должен ознакомиться с миром, узнать множество интересных, безразличных и даже опасных предметов, явлений, живых существ, запомнить тысячи разнообразных запахов.

     

    Но так происходит только тогда, когда со щенком изо дня в день занимаются, выводят его на прогулку, учат простейшим приемам и навыкам.

     

    В развитии психики живых существ, в том числе и собаки, существует определенная стадийность. Наверстать упущенное в процессе воспитания щенка нередко оказывается невозможным. Вот почему в питомниках, охотхозяйствах и у нерадивых собаководов, где собаки месяцами сидят без прогулки, обучения и тренинга, так часто встречаешь животных с неправильно сформировавшейся нервной системой, трусливых, быстро утомляющихся, тупых в дрессировке и на охоте.

     

    Правильное воспитание собаки с месячного возраста подготавливает ее психику к нагрузкам, которых требует служба человеку.

     

    Другой задачей воспитания является постепенная отработка послушания, необходимых в обиходе приемов.

     

    Это особенно важно в отношении собаки, которая будет жить в доме городского собаковода. И здесь совершенно необходимо с первых же часов после появления щенка в квартире, взять правильное направление в его воспитании.

     

    В ваш дом входит не просто собака, а разумное существо, друг, спутник, новый член семьи — входит, принося с собой радость, заботы, дружбу, безграничную преданность. И горькую боль — в минуту расставанья. Если в семье есть хотя бы один противник животных, не желающий видеть их рядом с собой, откажитесь от приобретения собаки, ибо рано или поздно вы пожалеете о том, что привели ее в дом. И вы продадите, подарите, а то м просто бросите, тем самым способствуя его гибели.

     

    (http://dogs.dinfo.ru/education.html)

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    • 1 місяць через...

    половина написаного мягко говоря для лузеров, на практике все происходит.ИМХО

    и причем тип ВНД к условиям воспитания?

    Змінено користувачем VIP™
    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    • 5 місяців через...

    половина написаного мягко говоря для лузеров, на практике все происходит.ИМХО

    и причем тип ВНД к условиям воспитания?

    от типа ВНД - зависит реакция щенка или собаки на воспитание и дрессировку. флегматики - дольше усваивают команду и медлительны в исполнении. холерики - быстро усваивают, выполняют быстро и с энтузиазмом, но могут через месяц все забыть.

    а приступать к "практическим" занятиям не уяснив основы теории - бесполезно. поэтому большинство собак в нашем городе невоспитаны

    короче- все как всегда, "тяжело в ученье - легко в бою" ;)

    удачи

    Змінено користувачем Mikele
    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    • 5 років через...

    После 10 лет жизни рядом с собакой усвоил простую вещь - при дрессировке (или воспитании) собаки надо быть терпеливым, понимающим и спокойным.

    Важно помнить, что молодой щенок и его разум ещё не в состоянии быстро всё усвоить. И относиться к нему как к маленькому несмышлённому ребёнку.

    Тогда всё получился. Уверен.

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    • 2 місяця через...

    от типа ВНД - зависит реакция щенка или собаки на воспитание и дрессировку. флегматики - дольше усваивают команду и медлительны в исполнении. холерики - быстро усваивают, выполняют быстро и с энтузиазмом, но могут через месяц все забыть.

    а приступать к "практическим" занятиям не уяснив основы теории - бесполезно. поэтому большинство собак в нашем городе невоспитаны

    короче- все как всегда, "тяжело в ученье - легко в бою" ;)

    удачи

    Если щенку или взрослой собаке изначально дать правильную, рабочую базу на послушание то оочень малая вероятность того что она что-то забудет. Она будет все помнить, но без воздействия проводника к собаке - это будет просто рушиться. Собачка просто будет либо забивать на хазяина либо все не красиво или не хотя делать.

    Многие люди думают что "ага, я походил к дрессировщику значит у меня собака обученая" фиг там... И не нужно рассказывать о типах ВНД. Все пригодны к дрессировке. =)

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    И не нужно рассказывать о типах ВНД. Все пригодны к дрессировке. =)

    Все пригодны к дрессировке. Никто не спорит.

    О типах Внд в книгах пишут. Полагаю, не зря.

    Посилання на коментар
    Поділитись на інші сайти

    ×
    ×
    • Створити...

    Важлива інформація

    Використовуючи цей сайт, Ви погоджуєтеся з нашими Умови використання, Політика конфіденційності, Правила, Ми розмістили cookie-файлы на ваш пристрій, щоб допомогти зробити цей сайт кращим. Ви можете змінити налаштування cookie-файлів, або продовжити без зміни налаштувань..